Обществу граждан - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / / Катрин Лалюмьер о книге Юрия Сенокосова «В поисках утраченного универсализма» 

Катрин Лалюмьер о книге Юрия Сенокосова «В поисках утраченного универсализма»

Катрин Лалюмьер о книге Юрия Сенокосова «В поисках утраченного универсализма» 21 октября 2020 автор: Лалюмьер Катрин

В 1989 году с падением Берлинской стены Европа пережила масштабное политическое потрясение. Это историческое событие изменило не только жизнь европейцев, но и облик всего мира. А Лена Немировская и ее муж, Юрий Сенокосов, три года спустя решили открыть Школу политических исследований в Москве, которая впоследствии привела к созданию 20 подобных школ на постсоветском пространстве, в Европе и за ее пределами.

В то время я занимала пост Генерального секретаря Совета Европы и с большим энтузиазмом поддержала эту идею. Падение Берлинской стены стало следствием провала политики Восточного блока, провалом коммунизма и диктатуры пролетариата, провалом любого рода авторитарных и тоталитарных режимов. Казалось, наконец восторжествовала демократия плюрализма, основанная на уважении к правам и свободам человека.

Большинство граждан, живущих в странах Восточного блока, как и лидеры этих стран, выступали за радикальные изменения. Одним из значимых событий того времени был визит Михаила Горбачева в Совет Европы с предложением о создании «общего Европейского дома».

Наши лидеры на Западе приветствовали революционные изменения и были открыты к принятию новых членов. Я лично приложила все возможные усилия, чтобы Совет Европы следовал этому курсу. Этим и объяснялся мой энтузиазм в поддержке идеи, предложенной Леной Немировской, которую годы спустя, к моей великой радости, я могу назвать настоящим другом.

Вскоре естественным стал вопрос, достижима ли в принципе радикальная смена парадигмы?

До сегодняшнего дня интеллектуалы и политики продолжают задаваться этим вопросом — насколько глубокими могут быть настоящие изменения в культурах с такой долгой историей идеологии и политической системы, несовместимыми с сегодняшними вызовами. Эти же вопросы задает и автор этой книги.

Со своей стороны я хотела бы подчеркнуть один очень важный момент — роль просвещения во всех процессах трансформации, что только подтверждает важнейшую миссию школ политических исследований (созданных по образцу Московской школы).

Я не верю, что люди рождаются демократами или гуманистами, но я совершенно уверена, что ими становятся в результате просвещения, образования, размышления, и потому школы (политических исследований) столь важны в сегодняшнем мире.

Невежество — самый страшный враг демократии и ценностей гуманизма. Невежество и незнание истории, географии, философии, теологии. Брошенные на произвол судьбы, человеческие существа без сомнения окажутся в ситуации, где «человек человеку — волк», как предупреждает нас старая пословица. Только знание и мышление способны помочь «волку» стать гражданином, уважающим права Другого.

Возражения по поводу универсальности прав человека звучат постоянно. Многие считают невозможным и ненужным насаждать систему универсальных ценностей в обществах, которые в своей истории опирались на противоположные идеи.

Мы же неизменно руководствовались идеей объединения стран Восточной Европы внутри «европейской семьи» под эгидой Совета Европы на прочном фундаменте разделяемых всеми универсальных ценностей.

Но сегодня мы стали свидетелями растущего числа думающих иначе в таких странах, как Венгрия, Польша, Россия. Один из расхожих аргументов при этом — идея, что ценности, о которых мы говорим, не универсальны по своей природе, что они идут вразрез с ожиданиями граждан, чья история связана с авторитарными политическими системами.

Эта проблема в центре размышлений Юрия Сенокосова, и я сама часто задавала себе вопрос и пришла к однозначному заключению: да, эти ценности важны и служат на благо обществу. Они помогают сохранить разнообразие и содействовать его развитию в тех областях, где различия самоценны — например, в искусстве и фольклоре, — а их отсутствие может сказаться пагубно и привести к уничтожению целых культурных пластов. Но когда речь заходит о фундаментальных философских или теологических ценностях, которые имеют влияние на человечество в целом и на отдельных людей, различия перестают быть уместными, и мы должны переходить на язык универсализма.

Как человеческие существа мы обладаем достоинством, и какую бы форму ни принимала политическая система, в основание базовых ценностей должно быть заложено уважение к человеческому достоинству.

Поэтому нам нужно говорить об универсализме. Люди, как и страны, могут выбирать различные политические системы, и в то время, когда различия поддаются объяснению и становятся понятными, любая из этих систем должна основываться на уважении к основным ценностям.

К сожалению, в современном мире, включая Европу, мы становимся свидетелями роста авторитаризма во многих странах. Авторитаризм всегда рискует обратиться в тоталитаризм, который принес европейцам столько страшных страданий в XX веке. Расизм, ксенофобия и радикальный национализм пускают свои ростки повсеместно. Мы должны донести до молодых людей всю опасность и вред, который эти концепции несут с собой, что неоднократно доказано нашей общей историей.

Нет ни малейшего сомнения в том, что школы политических исследований и Московская школа, которая первой встала на этот путь 30 лет назад, движутся в нужном направлении и призваны сыграть важную историческую роль.

Автор: Катрин Лалюмьер, Генеральный секретарь Совета Европы в 1989–1994 гг.

Читать книгу «В поисках утраченного универсализма» в формате pdf

Перевод с английского Инны Березкиной



нет комментариев




Путь : Главная / / Катрин Лалюмьер о книге Юрия Сенокосова «В поисках утраченного универсализма»
107031 Россия, Москва,
  ул. Петровка, дом 17, стр. 1
Рейтинг@Mail.ru