Обществу граждан - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
1...34567...11
Постинтеллектуальный форум имени "Франца Кафки и Джорджа Оруэлла"дата: 18 января 2015    автор: Шуманов Илья Вячеславович

Вот и прошел наш постинтеллекктуальный форум имени "Франца Кафки и Джорджа Оруэлла". Чудесное послеосмысление, произошедшего еще не наступило, но уже сейчас понятно, что это было чрезвычайно интересно и ни на что не похоже. Как справедливо заметил один из экспертов, в атмосфере постапокалиптической атмосферы Балтийской косы, по соседству с памятниками "античной" гитлеровской цивилизации, думается совершенно иначе. Кстати, гордо возвышающиеся над всей косой полуразрушенные ангары "Luftwaffe" и морской воздух - скорее всего, и есть недостающие кирпичики для критически-философской оценки всей этой камарильи, происходящей в нашем "дивном новом мире"...

Многие спрашивали, про цели форума "Кафки и Оруэлла". Отвечу одним словом - "просвещение". Борьба с невежеством - это пожалуй одна из первоочередных задач, стоящих перед калининградцами и нашим постсоветским обществом. Безусловно, это ирония, но этот форум делается, и для того, чтобы однажды утром не проснуться и не увидеть в зеркале Ивана Дорна, извините.

На вопрос, кто же, все-таки делал форум, ответить односложно нельзя. Скажу так, организаторы форума - это десять (10) замечательных человек, которые подарили часть своего времени и своих сил, для организации подобного "праздника мысли". Vadim Khlebnikov занимался звуком, оборудованием и музыкантами. Alexander Vavilov искал деньги на всю эту красоту, организовывал питание и трансфер участников, полиграфию, ну и конечно готовил очень вкусный шашлык. Efim Varva отвечал за краудфандинг, мебель, напитки и безопасность мероприятия, искал место проведения форума. Roman Romanovskiy занимался билетами для экспертов. Виктория Кашинская помогла с гостиницей и паромом, поиском средств. Ruslan Imanov героически встречал и провожал наших экспертов. Дмитрий Евсюткин принял на себя трансфер Кашина из Гданьска в Калининград, Виктор Канищев повез его обратно в Гданьск. Valentine Bianki уговорил Константина фон Эггерта бросить Палангу на пару часов и добраться до форума почитать одну лекцию, и он же, собственно, и организовал его приезд к нам. Alexandra Marchenko охраняла запасы, регистрировала гостей, администрировала наше проживание. Без каждого из них наше мероприятие бы просто не состоялось.

Про экспертов форума.

Каждый из приглашенных на форум, экспертов в своих выступлениях был по своему уникален.

Форум стартовал дискуссией с размытыми границами, на тему "Калининград и Россия: вне времени и пространства". Участником дискуссии стал Илья Барабанов , сделавший себе имя громкими журналистскими расследованиями, возглавлявший в свое время отдел политики в "The New Times", сейчас, работающий специальным корреспондентом в ИД "Коммерсант". Второй стороной дискуссии стал глава города Калининграда - Александр Ярошук. Сумасшедшие впечатления от этого батла, оба держались молодцом, часть речи главы города сразу же разорвали на цитаты, присутствующие журналисты. Илья Барабанов замечательно дебатировал, и как позже мы выяснили, он скорее всего вернется в Калининградскую область за новыми журналистскими расследованиями.

Следующий спикер стал украшением вечера. Илья Клишин - это шеф-редактор сайта телеканала "Дождь", колумнист газеты "Ведомостей", портала Slon.ru, сосоздатель проектов epic-hero.ru и w-o-s.ru. Илья рассказал о социальных сетях и их влянии на политическую повестку, будущем социальных медиа. Сессия Ильи была достаточно академична, и как мне показалось, ее спокойно можно перенести в лекционную аудиторию факультета журналистики МГУ.

Искренне считаю, что Барабанов и Клишин - это настоящее и будущее российской журналистики [what we need].

Первый день закончился блестящим выступлением калининградской группы “Le théâtre de l'absurde”, на которое сбежались все окрестные дома. Французский шансон - это Вам не там.

Второй день открыла обворожительная Мария Бутина, которая является координатором проекта “Право на оружие”. Тема легализации короткоствольного оружия оказалась очень дискуссионной и ее сессия затянулась на лишних полчаса. Ее сменил Дмитрий Удрас, рассказавший о том, по какому пути пошла Эстония в вопросе легализации ношения оружия. На этой сессии было несколько голосований на темы, связанные с теми или аспектами гражданского оружия, много статистики и примеров. Благодарен ребятам из “Право на оружие” за раздаточные материалы и open hands по всем вопросам.

Вторую сессия была особенной, потому как в качестве федерального эксперта выступал ветеран российской журналистики, начинавший в Калининграде Кашин Олег . Собственно его лекция размещена здесь (http://svpressa.ru/society/article/72354/). Я, к сожалению, пропустил часть его сессии, но то, что я слышал - это потрясающей глубины иронический анализ происходящего вокруг нас. Его сессия была настолько разносторонней и зажигательной, что мем Кашина - “мурзилка” был интегрирован во все последующие интеллектуальные дискуссии последующих спикеров. Горжусь своим земляком и личным знакомством с ним, честное слово.

Олега сменил, приехавший на полтора часа из Паланги, Константин фон Эггерт. Аудитория форума с большим ажиотажем встретила гостя, в особенности журналисты радиостанций. Константин давным давно, по секрету расскзал мне, что его далекий предок являлся бургомистром города Кнайпхоф, который позже стал одним из районов Кенигбсерга. Константин рассказал о возрождении информационного радио и побеседовал с участниками форума о возможных кафкианских перспективах внешней политики России. Его сессия мне показалось одной из интереснейших на форуме, да и аудитория, не смотря на упавшую жару, открыв рты ловила каждое слово спикера. Видимо сказывается, гигантский опыт работы Константина главным редактором московского бюро Русской службы Би-би-си и трудовой стаж в российском филиале ExxonMobil, на посту вице-президента по связям с общественностью и органами госвласти.

Следующий спикер, пожалуй один из немногих российских политичеcких философов, кто не только рефлексирует, но и сам создает образы будущего через описание возможных мутаций российской государственности. Имя Александра Морозова известно, как тем, кто стоял у истоков политической партии “Справедливая Россия”, так и постоянным читателям “Русского журнала”, главным редактором, которого он и является. Я знаю, что несколько калининградцев специально ради того, чтобы послушать сессию Александра приехали на форум. Глубина образов, проистекающих из речи спикера затмевала метафоры предыдущих спикеров. Это мягкое погружение в атмосферу интеллектуального серфинга, пожалуй, самое приятное воспоминание за форум.

Следующим выступал Андрей Громов - экс-заместитель главного редактора журнала “Эксперт”, коллумнист портала Slon.ru, политолог и политический аналитик. Это его, тяжелая от концентрации правды колонка, упала на российское общество и никто не знал, что с этой правдой делать. Некогда “кремлевский” эксперт перешел на противоположные позиции, что дает ему возможность высказываться с максимальной объективностью относительно политических процессов, происходящих в стране. Его лекция, на мой взгляд, наиболее полностью попала в содержательный контекст форума “Кафки и Оруэлла”.

Последний диалог происходил между, уже упомянутым мною Олегом Кашиным и сенатором от Калининградской области Николаем Власенко. Вероятно это самая живая встреча из всех на форуме. Власенко значительно вырос как оратор и политик за последние пару лет, в моих глазах, так уж точно. Кашин замечательно свернул из публичного обсуждения темы калининградской идентичности в сторону культурного кода, а потом просто перескочил в формат публичного интервью сенатора. У сенатора получалось всё, он травил анекдоты, приводил цифры и ловко парировал на, казалось бы, трудные вопросы. Формат встречи оказался очень удобным и нескучным.

В завершении форума, несмотря на региональный блекаут, выступили ребята из группы “Бродский” и это стало вторым открытием для меня, после лекции Андрея Громова, разумеется.

Про деньги.

В этот раз мы опробовали краудфандинг и все-таки насобрали денег из нескольких разных источников. Еще раз спасибо Ефиму, Вике, Саше и немного мне.

Про будущее форума.

Пока мы приняли два решения: форум должен стать ежегодным и количество участников должно вырасти до 50 человек. Безусловно, это вопрос денег и энтузиазма организаторов.



Подробнее
«Орлёнок»: осмысление опыта гражданской жизни дата: 17 января 2015    автор: Федотова Юлия Александровна

«Орлёнок» - это особое пространство, «впитывающее» в себя благодаря приезжающим сюда детям и взрослым из всех концов России практики, отношения и всю цветущую сложность гражданской жизни. Причём на протяжении всех 53 лет своего существования.

Что такое «Орлёнок»?

Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» появился в период так называемой «хрущёвской оттепели» в 1960 году и стал наряду с «Артеком», основанным гораздо раньше (1925 г.), крупнейшим детским воспитательно-оздоровительным учреждением.

«Орлёнок» начала 60-х гг. – это палаточный летний лагерь, куда на лето приезжало около 1500 детей из разных концов СССР.

Современный «Орлёнок» - это федеральный детский центр, размещающийся на территории около 300 га, в котором действуют семь детских лагерей, из них четыре круглогодичных: «Солнечный», «Звёздный», «Стремительный», «Штормовой», три летних «Комсомольский», «Дозорный», «Олимпийский». Кроме этого, в «Орлёнке» есть школа, отдел детского творчества, астрономическая обсерватория, Дом авиации и космонавтики, Дворец культуры и спорта, библиотека, музей, и, конечно же, большой спортивный комплекс. О каждом лагере, педагогическом отделе можно рассказывать бесконечно, поскольку у каждого объекта – своя интереснейшая история, особая нажитость, совершенно особенные люди. Например, Дом авиации и космонавтики в 1969 году открывал Алексей Леонов – большой друг «Орлёнка», с лёгкой руки которого практически весь первый отряд космонавтов побывал в нашем центре, ежегодно у нас проводится специализированная смена «Объединённые космосом».

Ежегодно «Орлёнок» принимает около 20 тысяч детей 11-16 лет из всех регионов РФ. «Орлёнок» полностью автономен в обеспечении своей жизнедеятельности, это небольшой город со своей собственной инженерной инфраструктурой, автобазой, грузопассажирским пирсом, медицинским корпусом, почтовым отделением.

«Орлёнок» изначально задумывался как лагерь комсомольского и пионерского актива, куда направлялись дети по рекомендациям советов пионерских дружин и комитетов комсомола общеобразовательных школ. Кроме того, внутреннее пространство тогдашнего «Орлёнка» существенно отличалась и от «Артека», да и вообще от авторитарной системы воспитания того времени - «бездетной педагогики», «педагогики массовых мероприятий».

Педагогические истоки. Коммунарство

И здесь не обойтись без небольшого лирического отступления про педагогические истоки «Орлёнка». 60-е гг. 20 века дали России такой педагогический феномен, как коммунарство. Опыт коммунарства, коллективных творческих дел, стали хрестоматийными. По мнению Наты Крыловой, коммунарство – это классика современной педагогики свободы, которая сохраняется благодаря духу творческих поисков столь разных и одновременно столь близких друг другу педагогов – И.П. Иванова, Ф.Я. Шапиро, А.В. Мудрика, О.С. Газмана, А.Н. Лутошкина, В.П. Бедерхановой и многих других.

Коммунарство возникло в середине 50-х гг. 20 в. в Ленинграде. Именно там родилась знаменитая Фрунзенская коммуна, у истоков которой стояли И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро и Л.Г. Борисова. Ими и была придумана новая методика воспитания, которая являлась своеобразным осмыслением педагогического опыта А.С.Макаренко и С.Т. Шацкого, школ-коммун 20-х гг. Несмотря на то, что коммунарство вошло во все учебники педагогики, осмыслено во множестве диссертаций, рассказать о том, что собой представляло это движение, эта методика, очень сложно. Об этом, кстати, говорил и первый «биограф» коммунарства – Симон Соловейчик. И об этом до сих пор говорят многие люди, в чьей жизни была Фрунзенская коммуна.

Можно выделить несколько основных принципов, на которых «стояло» коммунарство: установка на постоянное добротворчество, абсолютная бескорыстность; забота о людях, пять само-: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ; особые, равные отношения со взрослыми, с педагогами; творчество и коллективизм, по выражению В.Караковского, "в самом высоком смысле слова". Безусловной инновацией был принцип «Сегодня я подчиняюсь, а завтра руковожу» - принцип сменности актива. И ещё важная деталь: коммунарство никто не организовывал сверху, это сообща рождённая идея и воплощённая инициатива детско-взрослого сообщества: жить ярко, интересно, помогать людям: «Наша цель — счастье людей», «Живи для улыбки товарища», «Каждое дело творчески - иначе зачем?»

Распространению коммунарства в стране очень помогал заочный Клуб юных коммунаров (КЮК), созданный С.Л. Соловейчиком при газете «Комсомольская правда».

Летом 1962 года в «Орлёнке» появился отряд из 51 комсомольца, которые лучше всех выполнили задания заочного Клуба юных коммунаров (в скобках замечу, что лагерь был пионерский, и отряд старших школьников – это был определённый выход за рамки). А из Фрунзенской коммуны эту смену приехали семь ребят-коммунаров и трое вожатых – Виктор Малов, Ирина Леонова и Любовь Балашкова. Задача была простая и очень сложная – сделать практикой жизнь по-коммунарски: содружество детей и воспитателей, свобода творчества, духовное возрождение. И всё получилось! С этого сбора пошла цепная реакция: возвращаясь из «Орлёнка» в свои школы, ребята искали близких им по духу учителей, создавали секции Клуба юных коммунаров, вдохновляли взрослых и одноклассников работать, жить как на сборе в «Орлёнке». Этот удачный опыт было решено продолжить, и в 1963 году в «Орлёнке» прошёл 1-й Всесоюзный сбор комсомольцев–школьников, на который приехало уже 500 ребят. Это был огромный риск: с таким количеством старшеклассников никто не работал в детских лагерях, тем ценнее было рождённое на сборе понимание того, что в «Орлёнке» можно и нужно работать со старшеклассниками, что такие смены оказывают значительное влияние на личность подростка, дают хороший результат.

Я полагаю, что идеи коммунарства и его педагогическая технология – коллективно-организаторская деятельность – это уникальная, не имеющая аналогов практика формирования и развития гражданственности молодёжи. И её вполне возможно рассматривать как ресурс для организации жизнедеятельности современных подростков, с одной стороны, и как противостояние таким «оболванивающим» проектам, как «Идущие вместе», «Молодая гвардия» и иже с ними.

Но вернёмся в «Орлёнок» начала 60-х гг. Группа педагогов (Л.А. Балашкова, В.А. Малов, А.В. Мудрик, О.С. Газман, В.Ф. Хозов и др.) во главе с легендарной начальницей «Орлёнка» - орлятской мамой Алисой Фёдоровной Дебольской, вбирая передовой педагогический опыт того времени, разрабатывали уникальную методику работы с подростками в условиях детского лагеря. Коллектив впитывал и модифицировал лучшие региональные практики воспитания и образования детей, которые по сути своей были социально направленными: из Ленинграда привезли коммунарство, из Новосибирска – игровую ролевую деятельность, из Москвы – макаренковскую педагогическую систему и др. Сообща рождались законы и традиции «Орлёнка», которые были не декларируемыми, а реально действующими, и вожатым нужно было овладеть очень непростым умением - проводить коллективные обсуждения и принимать законы. Законы были очень простыми и очень содержательными. Например, закон поднятой руки: если тебе необходимо сказать что-то важное, высказаться в отряде, в группе, просто подними правую руку. Это уважение к говорящему, поэтому выслушай, не перебивая, а если критикуешь – предлагай.

Алиса Фёдоровна сумела создать замечательную, творческую атмосферу: в «Орлёнок» не только и не столько педагоги, сколько интересные талантливые люди, очень разные, с разным опытом. Музыканты, художники, врачи, спортсмены, инженеры становились вожатыми и работали с детьми. На слёте ребят-победителей физических, химических, математических олимпиад 1965 года вожатыми работали физтеховцы Александр Серебров (будущий лётчик-космонавт), Александр Филиппенко (ныне замечательный актёр), Николай Кузнецов (будущий директор Института проблем передачи информации РАН, доктор технических наук), Вячеслав Каменский (ныне заместитель директора Института физических проблем им. П.Л. Капицы, доктор физико-математических наук) и др. В «Орлёнок» приезжали преподаватели из московских, ленинградских университетов, Академии наук, Новосибирского Академгородка.

Гостем «Орлёнка» в 1965 году был и Игорь Семёнович Кон, который говорил: «Лично для меня «Орлёнок» доказал наглядно на все времена: даже в условиях политической реакции, страха, всеобщего почти что ханжества и карьеризма – можно сделать что-то с человеческим лицом. Причем, сославшись на известные цитаты классиков и даже руководителей режима. В этом и заключалась скрытая подрывная сила новой педагогики: если принять слова, звучавшие с трибун, всерьез и посмотреть вокруг, то что-то с чем-то драматически не совпадало…»

1966 год. Разгром

Конечно же, долго такое продолжаться не могло. Усиленно закручивались гайки пресловутой вертикали. В ЦК ВЛКСМ нашлись люди, инициировавшие отторжение идей коммунарского движения, участникам которого в те годы была предъявлена масса обвинений – например, в том, что они противопоставляют себя ленинской пионерии, ленинскому комсомолу, хотят создать свою организацию на местах и пр. Таким образом, постепенно стали закрываться коммунарские клубы, также был закрыт Всесоюзный клуб юных коммунаров в «Комсомольской правде». Вся эта ситуация не могла не отразиться на «Орлёнке» - одном из главных носителей идей коммунарства. В 1966 году в «Орлёнок» приехала комиссия ЦК ВЛКСМ. В результате работы этой комиссии появилось постановление ЦК ВЛКСМ «О серьезных недостатках в воспитательной деятельности лагеря «Орленок» (июль 1966 г.), после которого произошла смена руководства лагеря. Спустя много лет А.Ф. Дебольская, вспоминая об этих событиях, сказала: «Нас ведь убили тогда, в 1966 году». Основой этого «приговорного» постановления выступил другой документ - постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ «О работе Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок» (протокол № 60 п.13 от 18.03.1966 г.), где и были изложены основные «грехи» орлятских педагогов-новаторов. Сегодня этот документ читается не без улыбки, особенно, например, такие пассажи: «…В «Орлёнке отсутствует главное: жизнь и деятельности В.И. Ленина не стала основой всей воспитательной работы. В лагере нет ни одного портрета В.И. Ленина». Или:  «В лагере утвердилась система форм, методов и приёмов работы, направленных не на воспитание делом, а на бесконечную болтовню ребят. Они только и делают, что спорят, анализируют себя и свои поступки, прожитый день». Однако этот документ изменил судьбу не только многих людей, но и самого «Орлёнка».

Борьба за выживание добрых ростков

И всё-таки «Орлёнок» выжил, несмотря на активное «закручивание гаек» и «взятие ситуации под контроль» вышестоящей организацией. Можно выделить две важные тенденции 70-х гг.: наличие формальной, административной, «заказной педагогики» как результата вмешательства партийных функционеров в педагогическую среду лагеря, а также присутствие ценностей, изначально заложенных в орлятскую педагогику Ивановым И.П., Газманом О.С., Мудриком А.В., Дебольской А.Ф., которые сохранялись, но в неформальном, «андеграундном» виде. Алексей Бруднов, работавший в этот период вожатым в «Орленке», характеризует это время как «скрытую борьбу за выживание добрых ростков, которые пытались растоптать»[4], а также отмечал, что администрация старалась превратить «Орленок» в некое подобие «Артека» - символ вечного праздника и показушного благополучия советских детей, в то время как оставшиеся малочисленные старые кадры пытались сохранить «гуманное лицо» лагеря. Дух инновации, привнесённый коммунарством, при официальном отторжении сохранялся в качестве смысловых аспектов в культурном пространстве лагеря (в законах, традициях, песенной культуре, символике и пр.). В 70-80-х гг. в «Орлёнке» проходит множество слетов, сборов, фестивалей, которые, с одной стороны, подтверждают статус «Орленка» как лагеря ЦК ВЛКСМ общероссийского масштаба, а с другой, транслируют опыт лагеря в пионерские и комсомольские дружины страны. И ещё важный момент: именно в этот период начинает активно работать Школа пионерских вожатых «Ориентир», которая была открыта в 1967 году, но по-настоящему её деятельность «развернулась» в 70-е гг. Создателям Школы удалось найти очень тонкое и верное соотношение коллективного и личностно ориентированного воспитания, которое определялось девизом «Дойти до каждого!»: сделать так, чтобы каждый участник коллектива был активным участником совместной деятельности, чтобы каждому нашлось дело по душе, чтобы каждый мог привнести вклад в общее дело.

Лично для меня и моей семьи этот период важен ещё и тем, что в 1977 году в «Орлёнке» встретились мои родители, приехавшие сюда в Школу пионерских вожатых, а меня вместе с моими мамой и папой воспитывал весь вожатский отряд «Товарищ» детского лагеря «Солнечный».

Второе дыхание. «Комсомольский»

Конец 80-х - первая половина 90-х годов – это, пожалуй, самый кризисный период в истории «Орлёнка» как, впрочем, и всей страны. В 1990 г. была распущена Всесоюзная пионерская организация, в 1991 г. не стало СССР, и тогда же был распущен ВЛКСМ. Все эти процессы не могли не отразиться на существовании «Орленка». С отсутствием пионерской и комсомольской организаций сам статус «Орленка» становится неопределенным, не говоря уже о главных целях, задачах и содержательных аспектах деятельности. Именно в это время разрушается целостность педагогической системы «Орленка», распадаются связи и основы деятельности, происходит жесткая автономизация детских лагерей в рамках «Орлёнка», возникает критическая ситуация с кадровым составом, ежегодная сменяемость которого достигла 80-90%. Материальная база резко ухудшилась, финансирование практически прекратилось. Парадоксально, но именно в этих условиях в «Орлёнке» происходит всплеск социальной активности и педагогического творчества. Начальники детских лагерей «Орлёнка», пытающиеся выжить в новых условиях смены руководства, отсутствия моноидеологии, отсутствия всякого финансирования, начинают выстраивать  партнёрские отношения с различными общественными и государственными структурами для реализации детских программ. Со временем у лагерей появляются постоянные заказчики и организаторы тематических и специализированных программ, в функционал которых входит как финансовая помощь детским лагерям, так и привлечение специалистов для реализации своих программ. Такое сотрудничество способствовало обогащению опыта представителей педагогических коллективов лагерей, освоению ими новых форм работы с детьми и в целом стимулировало формирование новой парадигмы воспитания.

Ярким примером такого сотрудничества является деятельность педагогического коллектива детского лагеря «Комсомольский». В 1990 году в лагере прошёл уже ставший легендарным Сбор-90 - Всесоюзный сбор учащихся-комсомольцев. Модель этой смены была разработана группой учёных Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена под руководством Е. И. Казаковой и Ю. И. Виноградова совместно с научным работником НИИ общих проблем воспитания АПН России А.И. Гавриковым. Смена проходила в форме игры, рассчитанной на полную самоорганизацию старшеклассников в течение всех 30 дней пребывания в лагере. Идея игры — город «Комсомольский» со своими горсоветом, верховным судом, научным и компьютерным центром, телевидением и т.п. Это сегодня никого не удивишь выборами и PR кампаниями, а тогда это было впервые, и мэром города стал одиннадцатиклассник Индулис Залитис из Латвии. Это было уникальное пространство – как для взрослых, так и для школьников, - пространство диалога, возможности выразить своё мнение и быть услышанным.

Подобные партнёрские отношения складывались у каждого лагеря, и в «Орлёнке» до сих пор с особой теплотой встречают педагогов из Челябинска, Костромы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, ведь в памяти сохранились те замечательные программы регионального взаимодействия 90-х годов.

А что сегодня?

Сегодня «Орлёнку» приходится балансировать между коммерчески ориентированными тематическими программами, которые позволяют зарабатывать дополнительные денежные средства, и государственным заданием, сформулированным нашим непосредственным учредителем – Министерством образования и науки РФ. Это задание выражается в определённом количестве детей, принять которых наш центр обязан в течение года. Вместе с тем содержательные основы своей деятельности мы по-прежнему формулируем сами, опираясь на разнообразные стратегические федеральные документы, как то: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы и т.п.

Сегодня в центре происходит смена поколений начальников детских лагерей, которые активно ищут новое содержание деятельности, а, значит, и лицо своего лагеря. И в «Солнечном» это добровольчество, «Звёздном» - социальная идентичность и диалог, в «Стремительном» - гражданская позиция, гражданское самоопределение, в «Комсомольском» - социокультурная деятельность, в «Олимпийском» - олимпийское образование и здоровый образ жизни, в «Штормовом» и «Дозорном» - гражданское и патриотическое воспитание.

Сегодня в «Орлёнке» возрождаются международные смены, которые не проходили уже много лет. В 2011 году на смену «Диалог культур через диалог личностей» приехали ребята из 9 стран. Они учились выстраивать конструктивный диалог, знакомились с культурным многообразием своих стран.

В 2012 гг. «Орлёнок» получил статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО, и в детском лагере «Солнечный» прошёл молодёжный форум «Вода и Всемирное наследие». Форум был направлен на привлечение общественного внимания степени экологического воздействия человека на воду, актуализацию для молодого поколения необходимости применения технологий «Чистой воды», значимости культурного и исторического наследия воды.

«Орлёнок» также выступил одним из инициаторов возрождения общения с педагогами  крупнейших детских центров на постсоветском пространстве: с 2010 г. мы проводим Фестиваль «Содружество», который собирает наших друзей и единомышленников из России, Украины, Беларуси, Казахстана и Болгарии.

И ещё один интересный проект, который мы реализуем с 2010 года - образовательная программа «Твой след на планете». Суть этой программы – познакомить детей с раздельной утилизацией бытовых отходов, поскольку в «Орлёнке» внедрена система фракционного сбора мусора. Для многих детей это настоящее открытие. Конечно, мы понимаем, что, вернувшись домой, не каждый ребёнок будет сортировать мусор просто потому, что в родном городе нет соответствующей инфраструктуры, но важно, что он здесь задумывается над тем, какой след он оставляет и какими простыми действиями, способами можно сократить собственное негативное влияние на окружающую среду и как можно найти единомышленников для совместных действий в этом направлении.

Я очень надеюсь, что «Орлёнок» сможет и дальше активно воспринимать опыт регионов России, связанный с гражданским образованием, творчески его осмысливать и дарить подросткам, которые сюда приезжают, радость открытий, опыт проживания и участия, важность осмысления себя и других, потребность диалога.



Подробнее
Ульяновская область: точки роста - людидата: 17 января 2015    автор: Слепцов Никита Александрович

Ульяновская область – это то место, где я родился и вырос, где прошло мое детство, и где я продолжаю жить. Регион этот, постепенно превращаясь из промышленно развитого в отстало сельскохозяйственный,  выглядит достаточно средне на фоне всей российской действительности. Крупных городов, а значит и центров культурной и гражданской активности здесь не много, если не сказать, что их вовсе нет. Административный центр несет на себе все тяжелейшее бремя культурной столицы – титула, которого удостоили Ульяновск страны Содружества Независимых Государств на пару с белорусским Гомелем. Высокого звания «Культурной столицы» Ульяновск может быть и достоин, но явно не дотягивает до него культурно. Что такое культура как если не отношение человека к себе, окружающим его предметам, другому человеку, власти и обществу в целом? В этом смысле, конечно, у Ульяновска есть проблемы. Выражение «Человек человеку – волк», так знакомое нам еще с давнего советского прошлого остается ценностно адекватным здесь. Как-то, общаясь со своим знакомым, который по долгу службы ездил по российским регионам, я смог получить интересный факт о том, что с его точки зрения, в Ульяновской области самое угрюмое и неприветливое население из всех, что ему приходилось встречать. И ведь есть в этом толика истины, которую мне приоткрыл мой опыт работы с людьми. Люди у нас озабочены грузом проблем, из которых они лично выхода не наблюдают, как мне кажется. Огромный вал социальных проблем населения натыкается на институты, а точнее их отсутствие, поскольку в Ульяновске, как и везде, видимо, «ручное управление». Для гражданской активности тут не так много места, если это не протестное действие, организованное немногими активистами. Гражданское общество, в его классическом понимании не развивается, хотя в правительственных кабинетов для этого даже есть сотрудники, деятельность которых скорее не необходима.

Однако в Ульяновске есть точки роста и эти точки, несомненно, люди. Не те люди, о которых говорилось выше, но люди активные, читающие, понимающие, у которых есть желание быть лучше, как у сверхчеловека Ф.Ницше. Наверное, эта человеческая черта – желание больше знать и ставить под сомнение существующие постулаты, сделало обезьяну человеком, а не труд, как у Ф.Энгельса. Труд же был самою собой разумеющимся приложением, способом реализации этого первичного человеческого желания. И вот это стремление понимать, а значит и стремление коммуницировать, общаться, обсуждать повестку дня, решения, политики (policies) и политику (politics) и многое другое создало в Ульяновске дискуссионный клуб «Третий Сектор», собрания которого мне посчастливилось несколько раз посещать. К сожалению, данный клуб прекратил своё существование и не потому, что людей не было (они-то как раз были), но не было другого явления, очень важного и, на мой взгляд, жизненно необходимого, того, что Е. Греков назвал «человек-моторчик», а за много лет до него Л. Н. Гумилев – пассионарной личностью. Таких в Ульяновске не много, таких нам не хватает.

Сегодня общественная дискуссия перетекла в форму интернет-коммуникаций. Интернет позволяет выражать позицию, не применяя при этом дополнительных существенных телесных усилий. И даже это радует. Обсуждение есть в интернете, но его нет в обществе, нет в местном парламенте. Сегодня власть не заинтересована в дискуссии в широком смысле этого слова, она, правда, создает некоторые площадки для этого, но они не работают, поскольку, как правило, решения уже приняты до обсуждения, а мнение общества (активной его части) – лишь демократический налет на старом, командном мировоззрении. У представителей власти в Ульяновской области то и дело появляются идеи брендирования региона, подбора слогана, а теперь создается научно-исследовательский институт, который будет заниматься поиском региональной идентичности. Что это такое, мне, например, не ясно. И чем ульяновская идентичность будет отличаться от, скажем, соседней самарской или саратовской тоже остается пока тайной. Но самое главное, что бы ульяновская идентичность не довела до сецессии. Есть в этом и польза, выражаемая в интернет-обсуждении подобного рода инициатив и, кажется, иногда, власть прислушивается, пока робко, несмело. Интернет сегодня позволяет много, но он не позволяет всего. Он не способствует укреплению доверия между людьми, что Дж.Хоскинг считает одной из базовых основ любого общества. Укреплению доверия может способствовать транспарентность, ясность, открытость, убеждение, толерантность.

Точки роста у Ульяновской области есть и они – люди, как я уже отмечал. К нам в разное время и под разным предлогом, если так можнос сказать, приезжали Е.Греков, А.Захаров, не так давно был А.Архангельский, чье выступление с интересом смотрел. Благодаря местным пассионарием создано своего рода общественно интернет-телевидение, где можно услышать и увидите выступление местных интеллектуалов, политиков-практиков, общественников и так далее. Тот же интернет вмещает в себя институт древнегреческих форумов, позволяя общаться.  Поскольку политика – это стремление к лучшему устройству общества, к общему благу и процветание, постольку  и тот, кто в политике (в этом смысле) не участвует, тот не желает блага своему ближнему, своему обществу и таковых, к несчастью, большинство, но что самое страшное – их это устраивает.



Подробнее
Казань: гражданская культурадата: 16 января 2015    автор: Садыкова Диана Айдаровна

В Петербурге достаточное количество демократических партий и организаций, но так же здесь много волонтерских объединений, занимающихся не только самыми разнообразными проблемами, но и попыткой достучаться до людей и помочь им. Например, в Петербурге есть Молодежный центр Эрмитажа и служба волонтеров, где создаются культурные и образовательные программы. Да и в самом Эрмитаже постоянно проходят лекции и семинары на тему искусства. Сотрудники Эрмитажа пытаются приобщить людей к сокровищам культурного наследия и воспитать чувство ответственности за сохранение этого наследия. Мы все помним, что в 2014 году пройдет ряд выборов в регионах страны;  но еще состоится и 250-летие Эрмитажа, что так же важно, так как это то место, где учишься видеть прекрасное. А не увидев его в искусстве, мне кажется, что сложно увидеть его и в людях. Так как гражданское общество — это общество неравнодушных людей. И оно не должно ограничиваться только политической или общественной заинтересованностью. Основа его — Человек, человек как личность, а не только как частица общего или как избиратель.

Мир всегда опирался на гуманитарные концепции, и гуманизм был стержнем формирования личности. Но современный мир заменил гуманизм прагматизмом и технократически-информационной опорой. А с кризисом гуманитарных идей начинают ставиться под сомнение и традиционные понятия смысла жизни. Нравится нам это или нет, но мы — социальные существа, и каждый момент нашей жизни зависит от чьих-либо действий. Поэтому и наше счастье возникает только в связи с нашими отношениями с другими людьми. Стоит всегда помнить, что альтруистические поступки приносят нам счастье. В тибетском языке есть прекрасное выражение «shen dug ngal wa la mi so pa», которое можно перевести как «неспособность выносить вид чужих страданий». Это то свойство, которое помогает нам отчетливо слышать призывы о помощи и разделять чужие страдания, как свои. Чем более мы взращиваем в себе сострадание, тем более по-настоящему этичными и будут наши поступки.

Существует множество волонтеров, которые помогают пожилым людям и детям в детских домах. В Петербурге очень эффективно действует организация «Ночлежка», помогающая бездомным людям не только едой и вещами, но и поиском для них работы. ЛизаАлерт, занимающаяся поиском пропавших людей. Ну и Красный Крест, естественно, как один из символов неравнодушия. И чем больше людей вовлекается в разные волонтерские проекты, тем сильнее укрепляется наше общество. Так как все-таки учиться быть неравнодушным к незнакомым людям — это действительно сложно; и это то, где ты не можешь сразу увидеть результат (как например, в политической деятельности), но это основа гражданского общества, по моему мнению. И это то, чему надо учиться на протяжении всей жизни. У всех нас есть врожденный эгоцентризм, но мы должны постепенно стремиться стать более сострадательными, то есть развить и истинное сочувствие к страданиям других. Мы нравственны, если мы преодолеваем себялюбие и не смотрим на другие творения как на нечто чуждое нам, если мы сопереживаем и сострадаем всему, что нас окружает. Только тогда мы становимся людьми в истинном смысле слова и обладаем этикой, которая никогда не утратит своей сути. Бенджамин Франклин как-то сказал: «Самый благородный в мире вопрос звучит так: «Какое доброе дело я могу совершить?» И я думаю, это тот вопрос, который мы должны задавать себе постоянно.



Подробнее
Какое доброе дело я могу совершить?дата: 16 января 2015    автор: Потехина Марина Олеговна

В Петербурге достаточное количество демократических партий и организаций, но так же здесь много волонтерских объединений, занимающихся не только самыми разнообразными проблемами, но и попыткой достучаться до людей и помочь им. Например, в Петербурге есть Молодежный центр Эрмитажа и служба волонтеров, где создаются культурные и образовательные программы. Да и в самом Эрмитаже постоянно проходят лекции и семинары на тему искусства. Сотрудники Эрмитажа пытаются приобщить людей к сокровищам культурного наследия и воспитать чувство ответственности за сохранение этого наследия. Мы все помним, что в 2014 году пройдет ряд выборов в регионах страны;  но еще состоится и 250-летие Эрмитажа, что так же важно, так как это то место, где учишься видеть прекрасное. А не увидев его в искусстве, мне кажется, что сложно увидеть его и в людях. Так как гражданское общество — это общество неравнодушных людей. И оно не должно ограничиваться только политической или общественной заинтересованностью. Основа его — Человек, человек как личность, а не только как частица общего или как избиратель.

Мир всегда опирался на гуманитарные концепции, и гуманизм был стержнем формирования личности. Но современный мир заменил гуманизм прагматизмом и технократически-информационной опорой. А с кризисом гуманитарных идей начинают ставиться под сомнение и традиционные понятия смысла жизни. Нравится нам это или нет, но мы — социальные существа, и каждый момент нашей жизни зависит от чьих-либо действий. Поэтому и наше счастье возникает только в связи с нашими отношениями с другими людьми. Стоит всегда помнить, что альтруистические поступки приносят нам счастье. В тибетском языке есть прекрасное выражение «shen dug ngal wa la mi so pa», которое можно перевести как «неспособность выносить вид чужих страданий». Это то свойство, которое помогает нам отчетливо слышать призывы о помощи и разделять чужие страдания, как свои. Чем более мы взращиваем в себе сострадание, тем более по-настоящему этичными и будут наши поступки.

Существует множество волонтеров, которые помогают пожилым людям и детям в детских домах. В Петербурге очень эффективно действует организация «Ночлежка», помогающая бездомным людям не только едой и вещами, но и поиском для них работы. ЛизаАлерт, занимающаяся поиском пропавших людей. Ну и Красный Крест, естественно, как один из символов неравнодушия. И чем больше людей вовлекается в разные волонтерские проекты, тем сильнее укрепляется наше общество. Так как все-таки учиться быть неравнодушным к незнакомым людям — это действительно сложно; и это то, где ты не можешь сразу увидеть результат (как например, в политической деятельности), но это основа гражданского общества, по моему мнению. И это то, чему надо учиться на протяжении всей жизни. У всех нас есть врожденный эгоцентризм, но мы должны постепенно стремиться стать более сострадательными, то есть развить и истинное сочувствие к страданиям других. Мы нравственны, если мы преодолеваем себялюбие и не смотрим на другие творения как на нечто чуждое нам, если мы сопереживаем и сострадаем всему, что нас окружает. Только тогда мы становимся людьми в истинном смысле слова и обладаем этикой, которая никогда не утратит своей сути. Бенджамин Франклин как-то сказал: «Самый благородный в мире вопрос звучит так: «Какое доброе дело я могу совершить?» И я думаю, это тот вопрос, который мы должны задавать себе постоянно.



Подробнее
"Город для людей!"дата: 16 января 2015    автор: Пешкова Вера Михайловна

Город Реутов находится в самом ближайшем Подмосковье. Три года назад я выбрала его для своего местожительства не только по финансовым соображениям, но также потому, что Реутов отличался шармом чудесного компактного зеленого городка, в котором до основных инфраструктурных объектов – рукой подать, но при этом велика вероятность, не увидишь из своего окна, как завтракает сосед в доме напротив. Казалось, что городской ландшафт продуман и жилищная застройка в освоенных городских кварталах уже невозможна. Ошибочность моих рассуждений показала выросшая в конце марта 2012 года буквально за несколько ночей на пятачке между моим домом и лицеем бетонная строительная стена. Прошел слух, что на огороженной территории будет строиться высотный жилой дом. Такая оперативность неизвестных на тот момент строителей собрала на митинг жителей ближайших домов и родителей учеников лицея. На удивление митинг получился довольно массовым. За два подхода довольно быстро было собрано 1000 подписей против строительства.

Была создана инициативная группа, которая всеми возможными законными способами пыталась выяснить, на каких основаниях происходит точечная застройка. Оказалось, что в генеральном плане застройки города Реутова до 2020 года на данном земельном участке планировалось строительство малоэтажного делового комплекса, а не высотного жилого дома. Публичные слушания по планируемому строительству в соответствии с Градостроительного Кодекса РФ не проводились. Проектной документации на застройку предоставлено не было. Огораживание территории произошло в нарушение санитарных норм о размещении строительных объектов рядом со средним образовательным учреждением.

В ответ по местному телевизионному каналу прошла официальная информация, что двухметровый бетонный забор поставлен для того, чтобы обезопасить жителей города от «выноса коммуникаций, потому что коммуникации не правильно лежат». Были и другие ситуации, которые можно было бы посчитать анекдотичными, если бы в результате не было бы так грустно. В один ясный майский день обнаружилось, что на огороженной территории вырублены все многолетние деревья. Представители инициативной группы обратились за порубочным листом, которого, как и мастера, на строительной площадке не оказалось. По рекомендации «зеленых» в местном отделении полиции было написано официальное заявление о незаконной вырубке деревьев. На следующий день, когда удалось дозвониться до мастера, выяснилось, что на месте стройки никаких многолетних деревьев никогда не было. Через две недели, в ответ на заявление, написанное в полиции, порубочный лист, оформленный задним числом, был предоставлен.

Далее коротко события развивались следующим образом:

Июль 2012 г. – родители учащихся лицея, на территорию которого «залезла» стройка, отправили коллективные обращения в Прокуратуру Московской области и Уполномоченному по правам человека Московской области. За производившиеся работы по установке ограждения и земельные работы без разрешительной документации, фирма ведущая строительство была привлечена к административной ответственности – к штрафу в размере 30 тысяч рублей.

Июль 2012 г. – рассмотрение дел в отношении двух фирм ведущих строительство в Главном управлении Гостройнадзора Московской области. На первую фирму за строительство без разрешения был наложен штраф в  500 тыс. руб. На вторую, к которой перешло право на землю, за начало строительства без экспертизы был наложен штраф в 100 тыс. руб., и еще на 100 тыс. руб. за то, что не уведомили Гостройнадзор о начале строительства.

Август 2012 г. – в городской суд Реутова подан судебный иск по поводу незаконной стройки и с требованием провести публичные слушания в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Коллективный иск был отклонен. Аргументация: во-первых, администрация города уже провела общественные обсуждения Генерального плана города и землеустройства, а последние можно рассматривать в качестве публичных и, кто не успел принять в них участие, – тот опоздал.  Во-вторых, нет нарушений Генерального плана и в части размещения на этой территории «объектов административного, делового, общественного назначения», поскольку первый этаж 25-этажного дома планируется передать под детскую поликлинику, а это – «объект социального и культурного назначения».

Как можно догадаться, строительство продолжается. Темпы стахановские. Возведено уже более десяти этажей. Можно было бы заключить, что активность участников инициативной группы и других активистов была бесполезной. Но, судя по информации в сообществе Reutiv4life на Facebook (в настоящее время насчитывает 146 человек) и по активности на сайте www.reutov4life.ru, для некоторых людей участие в инициативной группе против данной конкретной застройки перешло в участие в движении по защите своих прав на «благоприятную среду обитания». Другими словами, сообщество, хотя и не такое многочисленное, как хотелось бы, продолжает жить и развиваться, борьба идет преимущественно на информационном уровне, хотя и новые иски в суды. И этому способствуют новые точечные застройки и кварталы многоэтажных (25 этажных вместо разрешенных 17 этажных в Подмосковье, которые возводятся даже ночью, с технологическими нарушениями) новостроек в других районах города без соответствующей социальной и культурной инфраструктуры. Это приводит к росту числа людей, которые также понимают, что решение проблем, вызванных таким стилем градостроительства, невозможно в судах и депутатскими запросами, пока, видимо, существует совпадение интересов городской власти и монополии определенных строительных компаний.



Подробнее
Гражданская жизнь Подмосковьядата: 16 января 2015    автор: Куликов Павел Викторович

Как ни странно, гражданская жизнь в Истринском районе похожа как две капли воды на гражданскую жизнь в России в целом.

Жизнь в Подмосковном регионе имеет одну особенность. Центра у Подмосковья как такового нет, его место занимает другой субъект федерации, Москва. В результате получается набор слабо связанных между собой районов и городских округов, семь десятков образований, в каждом из которых живет 70-300 тысяч человек. В каждом образовании свой бизнес, элиты, власти и гражданские активисты, поля деятельности замкнуты и почти не пересекаются. Губернатор Московской области редко вмешивается во внутреннюю районов, в результате они предоставлены сами себе. А может нам так «повезло» с главой, кто знает.

Что же мы имеем внутри района. Главу района, которая находится у власти с 1997 года, 16 лет, больше чем Путин. Силовые службы, которые работают в тесной связке с администрацией, вовремя получают земельные участки и вообще находятся в прекрасных отношениях. На нарушения закона, как и везде, закрывают глаза, пока их не пнут сверху, что бывает крайне редко. Суды, как и везде, выносящие ожидаемые решения. «Голландская болезнь» в виде дорогой земли, которая, как говорят, к концу правления Щербы, продана подчистую. Послушные советы депутатов и своя маленькая общественная палата, зависимый бизнес, молодежные структуры «кикбоксеров», отделение «Местных», свои казаки. Россия в миниатюре.

Что и говорить, гражданская жизнь в такой ситуации не очень процветает. Люди пока не осознали важности местного самоуправления, на местные выборы приходит около 15-20% избирателей, не почувствовали своих интересов, не привыкли их защищать. На федеральных выборах Единая Россия набирает свои 30% (50% с фальсификацией протоколов) Независимые СМИ — одна штука. Зависимые СМИ — три штуки, среди них районное ТВ, районная газета, газеты поменьше под администрацией. Общественные дискуссии не проводятся, слушания — для галочки, общественная палата — фикция. Независимых депутатов — 1-2 на каждый совет из 20 человек, влияние стремится к нулю. На наиболее активных оказывается давление, вплоть до административных дел и многотысячных штрафов.  Я думаю, эту картину можно увидеть в любом нецентральном регионе.

Под всем этим потихонечку расцветают молодые побеги гражданского общества. Активисты занимаются наблюдением за выборами, контролем за властью, пишут жалобы в прокуратуру, ГИБДД, РосПриродНадзор и прочие органы. Однако, есть проблемы с единой структурой, очень сложно собрать всех под одну крышу, у каждого свои проблемы, которые отличаются от проблем других активистов, в результате каждый занимается чем-то своим, до координации дело не доходит, по крайней мере пока, взаимодействие большей частью виртуальное, на уровне интернета и лайков.

Интересный штрих в гражданскую жизнь вносит широко известный Ново-Иерусалимский монастырь. Расположен он недалеко от районного центра, Истры. Его исторические охранные зоны вступают в прямое противоречие с интересами местной администрации и аффилированных застройщиков, которые хотели бы застроить плотной высокоэтажной застройкой все пригодные территории. Однако, охранные зоны разрешают строительство высотой только до 12 метров, вот и возникает третий участник общественного диалога. Монастырь, его настоятель, патриарх Кирилл, федеральные власти, вкладывающие большие ресурсы в создание «Русской Палестины». На настоятеля и сочувствующих граждан выливается поток грязи в местных подконтрольных СМИ, хотя власти, казалось бы, должны быть патриотическими, религиозными. Но в данном случае они руками своих союзников защищают свои  бизнес-интересы. Нет за ними ничего, кроме жажды наживы, это их основная идеология.

8 сентября предстоят выборы в районный совет депутатов, через год — выборы главы района. В совет выдвигаются люди от власти, активную оппозицию представляет местное отделение КПРФ, остальные силы не представлены вообще, существуют для галочки. Нынешняя глава в 2014 уходит по возрасту (99%) и на текущий момент сколь либо серьезной альтернативы нет…

Я лично собираюсь выдвигаться в районный совет депутатов, но сомневаюсь, что в этом цикле мне удастся это сделать, идя с честной и не популистской позицией.  Ну да посмотрим, когда придет время.



Подробнее
Поволжье: краткий обзор гражданской жизнидата: 15 января 2015    автор: Кузьмин Михаил Кронидович

Средняя Волга. Большой этнокультурный «котел» России. Русские и татары, чуваши и марийцы, мордва и удмурты... Регион, в котором тысячелетиями происходила миграция и ассимиляция народов, гонимых с востока монголами, а с запада – славянами... Регион, где полноводная «нить» Волги объединила в тесном клубке христианство, ислам и язычество... Как и чем живут здесь сегодня люди, какие процессы происходят в общественной жизни? Часто встречаясь с людьми из разных секторов российского общества, и Поволжья в частности (властью, бизнесом, некоммерческим сектором, с простыми жителями), приходится констатировать, что до полноценного гражданского общества в России еще очень и очень далеко. Почему? Да потому, что благотворительность, развитое чувство эмпатии, забота о ближнем (не говорим даже про заботу о соседнем народе и этносе) в нашем обществе уже рассматривается как нонсенс и маргинальность.

Федерализм и власть

Модель федерализма, существующая в России сегодня, прямым образом коснулась республик Средней Волги: Чувашии, Татарстана, Марий Эл, Мордовии. Централизация власти, отсутствие самостоятельности и лояльность губернаторов перед федеральным центром загоняют регионы в госдолг, доходящий уже до 200%. Прямое назначение региональных руководителей, часто мало знакомых с традиционной культурой, приводит к ее уничтожению, а отсутствие у таких «менеджеров» корневых связей с народом порождает безответственность перед жителями и, соответственно, кризис доверия. Региональные рейтинги насаждают чувство соперничества и соревнования с соседними республиками, что в понимании обычного обывателя есть борьба с соседним народом. Пар из «котла» выпускают пока только межкультурные связи, сохраненные со времен Советского Союза.

Население

Как говорит профессор Лондонского университета, академик Королевской академии Великобритании Джефри Хоскинг: «Основы доверия в обществе – традиции». Традиции – это наши корневые связи. Земля, семья, национальная культура. Там, где эти связи еще сохраняются и возрождаются, происходят

всплески территориального роста и развития. Этот фактор помогает нам жить и поддерживать внутренние силы. К большому сожалению, сегодня в Поволжских республиках, эти корни приходится рубить в поисках лучшей доли. Забытая всеми деревня переселяется в города, самое деятельное население городов Поволжья мигрирует в Москву, Санкт-Петербург, другие регионы и страны. Мегаполис же диктует им новые правила игры. Жестче, больнее. Рвутся связи и разрушаются традиции.

Гражданская позиция

Отсутствие гражданской позиции – характерный образ среднего обывателя сегодняшнего Поволжья, впрочем, как и России в целом. Глобальные экономические процессы и внутренние вызовы требуют от российских властей штамповать электорат потребителей с «нулевым уровнем пассионарности» по Л. Н. Гумилеву. В поведенческой модели «жертвы», генетически сформированной в народе веками царской власти и коммунистическим правлением, нет места воле и участию в принятии политических решений. Сегодня в этой модели, кроме безразличия, появилась еще лояльность к нынешней власти, сформированная, в основном, СМИ с ее надуманными угрозами, а также темпами роста зарплат бюджетников. Лояльность к власти попросту покупается. Молодое поколение Поволжья также безразлично к общественным процессам. В провинциальных условиях, при отсутствии качественного образования и культурного предложения оно, в основном, формирует свое мировоззрение и образ жизни через поп-культуру и масс-медиа. Деньги, развлечение и потребление. «Если торговцам нужно сбыть с рук пошлятину, они постараются опошлить тебе душу», – говорил А. де Сент-Экзюпери. Так вот, торговцы уже «сбили нас с дороги, мы сбились и покатились вниз». Более узкая, но деятельная часть молодежи получает другой товар в виде уроков «успешности» и «лидерства». Быть над обществом, но не вместе с ним – еще один разрыв, который трудно будет заполнить в будущем.

Общественные институты

Общественный сектор в Поволжье, находящийся сегодня в жестких условиях, совершенно не влиятелен и не является движущей силой. Сеть созданных за последние 2-3 года региональных Общественных Палат и Советов общественного контроля при органах власти, состоит из полностью лояльных и ресурсозависимых членов НКО, которые лишь формально участвуют в принятии политических решений. Независимых НКО практически не существует, они разрозненны и их влияние, в отсутствии общественной поддержки, ресурсов и доверия, незначительно. Отношение власти и бизнеса к этому сектору, соответственно, пренебрежительное. Во многом разрозненность общественного сектора и потеря им доверия общества провоцируется и поддерживается властью. Метод кнута и пряника работает сегодня в России в полной мере. Внутрисекторная борьба за ресурсы, дотации и поддержку власти часто уводит НКО от их прямой миссии – поддержки людей. На редкие независимые организации и их лидеров, с четкой гражданской позицией и миссией на общественные перемены, у власти уже появились новые рычаги давления – законодательные и силовые (в форме законов об НКО со статусом «иностранный агент» и др.).

Что дальше?

Дальше – будем продолжать строить в Поволжье гражданское общество. Решать социальные проблемы, закладывать основы гражданственности, формировать общественные институты – тот фундамент, на котором будет стоять наше будущее. Открытость, доверие, благотворительность и системные связи – это стены. Что еще? Необходимо сохранять то, что мы можем потерять навсегда. Наши корни. Наше этническое разнообразие и культуру. Языки и традиции. Поддерживать симбиоз этносов, при котором каждый народ, взаимодействуя и обогащая друг друга, повышает свои жизненные возможности. Способствовать интеграции национальных культур не допуская национальной розни, национализма и ксенофобии.

Завершить этот обзор хочется словами Махатмы Ганди, которые наилучшим образом подходят для поддержки независимых гражданских институтов в Поволжье и в России сегодня: «First they ignore you, then they laugh at you, then they fight you, then you win. – Сначала они игнорируют вас, потом смеются над вами, потом борются с вами, потом вы побеждаете». Вода, как известно, камень точит, потому хочется пожелать всем российским общественникам найти свои «корни», без сомнения делать свои «малые дела» и, что самое важное, всегда чувствовать ответственность за сделанное. Тогда мы обязательно построим то общество, к которому стремимся!



Подробнее
Два примера гражданской жизни в Калининградедата: 15 января 2015    автор: Кузин Владимир Иванович

В Калининграде множество людей делают то, что считают нужным для улучшения жизни города. Понимание улучшений когда-то совпадает с позицией властей, когда-то нет. От этого возникает общественная дискуссия, которая выплескивается на страницы прессы, а когда средства массовой информации «не замечают темы» на страницы социальных сетей. Но главное в этом - позиция людей, которая привлекает или не привлекает сторонников. Динамика событий и обсуждаемых гражданским обществом тем, широкий спектр поднимаемых вопросов делают гражданскую жизнь города заметной и привлекательной для многих.

Пример первый, к которому имеет отношение Ваш покорный слуга. Небольшая НКО, «Калининградское региональное сообщество антикоррупционных экспертов» (КРАСЭ) уже второй год публикует результаты исследования уровня коррупции в Калининградской области. Такой опрос проводят социологи. И он отражает восприятие жителями Калининградской области коррупционных проявлений, а так же оценку различных органов власти с точки зрения их подверженности коррупции. И хотя это событие, с моей точки зрения важное и влияет на жизнь в Калининграде, но оно интересно, в основном, специалистам или журналистам, которые видят в результатах исследования отношение жителей к властям.

Второй пример, это конкурс. Его придумала группа блогеров, за чашкой чая на одной из встреч в кафе. Идея была проста. Калининград-Кенигсберг отмечал 757-летие, поэтому участникам конкурса предлагалось представить текст из 757 знаков о Калининграде. Кроме того, можно было представлять фотографии, на ту же самую тему 757-летие Калининграда.

То, что происходило после первой встречи может быть описано как снежный ком, катящийся с горы. Шли постоянные переговоры, обсуждения. Подключались новые люди, кто-то «отлетал» в сторону. Кто-то разработал логотип конкурса. Обсудили, одобрили. Кто-то изыскал ресурс и напечатал листовки. Откуда-то появились наклейки с логотипом. Искали спонсоров для призов, спонсоры искали возможность помочь. Обсуждали, кого пригласить в жюри конкурса, так чтобы были люди знаковые для города, независимые и незаинтересованные.

Как обычно, практически перед награждением начали думать, как оформить все правильно, имеется в виду как спонсорские деньги выдать в виде призов. Выручил фонд местных сообществ «Калининград». Спасибо большое им за это.

Итог: конкурс состоялся. Получилось весело, креативно, интересно. Все, кто принимал участие сами удивляются - как удалось? Ведь участие в работе приняли люди, которые мягко говоря, редко общаются между собой, разных политических взглядов, разного достатка. Наверное, главное, что объединяло - это город, в котором мы живем, и интересная идея, как его поздравить.

Эти два примера гражданской жизни в Калининграде о том, что она разная. И это мне нравится!



Подробнее
Сыктывкар на карте гражданской жизнидата: 15 января 2015    автор: Колипова Нина Ивановна

Сыктывкар - столица Республики Коми – стоит в ряду небольших провинциальных городов, жизнь которых проходит вне общественно-политических событий, освещаемых федеральными СМИ. Однако и здесь происходят события, свидетельствующие об активности гражданского общества. К примеру, большой резонанс в региональных СМИ вызвал прошедший в марте 2013 году митинг против роста тарифов ЖКХ, после которого внезапно повысившиеся платежи были пересмотрены и сделан соответствующий перерасчет. Но это скорее исключение, вызванное, прежде всего, реакцией федеральных властей.

События, имеющие региональное или городское значение как, например, сохранение Ботанического сада Коми государственного пединститута (КГПИ), являющегося важным экологическим объектом, или отмена ОАО «РЖД» некоторых поездов на территории республики, вследствие которой обрывается единственная транспортная связь между поселениями, не находят однозначного и быстрого решения. Так, несмотря на горячо обсуждаемые в СМИ общественные слушания, сборы подписей в поддержку сохранения Ботанического сада КГПИ решение администрации города Сыктывкара сохранилось, и разрешение на перевод земель под строительство и вырубку территории осталось в силе.

Похожая ситуация и с созданием Общественной палаты в регионе. Некий прообраз в Коми существовал и до инициативы федерального центра, но в итоге Общественная палата РК была сформирована по образу и подобию российской (две трети состава назначается руководителем субъекта федерации и высшим законодательным органом – в данном случае Главой РК и Госсоветом, одна треть выбирается самими общественниками). Однако, несмотря на немалый срок действия (палата создана в 2006 г.), конструктивный диалог с властью – одна из главных задач ОП, достигается большим трудом и по сравнению с другими регионами движется в довольно медленном темпе.

Очевидно, что развитие гражданского общества в Республике пока идет медленно и распределяется неоднородно по территории региона. И здесь необходимо учитывать следующие моменты. Численность населения республики на сегодняшний день составляет 880 639 чел., при этом процент городского населения — 77,34%. С каждым годом большой процент жителей Республики Коми покидает родные края. Огромная территория региона, составляющая 416 800 квадратных километров, на которой, к слову, могли бы поместиться несколько европейских стран, а также отдаленность и труднодоступность многих ее местностей - оторванность населенных пунктов от регионального центра и, как следствие, от других регионов страны, оказывают значительное влияние на медленный темп в развитии гражданской активности в Коми. Консервация не может вести к развитию.

Неудивительно, что наиболее активна жизнь гражданского общества в столице Коми – Сыктывкаре. Именно здесь сосредоточен основной процент городского населения Коми, сконцентрированы региональные СМИ. При этом следует отметить, что в республике практически отсутствуют независимые печатные СМИ. Разный взгляд на одно событие в принципе возможен, но желание прислушаться к другому мнению отсутствует.

Не является новостью, что активность гражданской жизни в регионе характеризуется количеством граждан неравнодушных, стремящихся улучшить не только свою жизнь, но жизнь всего населения и с уважением относящихся к прошлому и настоящему региона. Ведь солидарность, внутренняя культура каждого, стремление услышать мнение другого – качества, которые являются залогом гармонично развивающегося общества. Пока не будет преодолен барьер огромного процента инертности, пассивности в обществе, идущий ещё от времен тоталитарного советского режима, такие проблемы как уровень жизни населения и культура в обществе, вымирание деревень и плотная городская застройка, ухудшающееся с каждым годом состояние дорог и низкая пенсия не будут поставлены в приоритет. Пока люди не станут самостоятельными и не возьмут на себя ответственность в определении стремлений к улучшению своей жизни и воплощению этих стремлений в конкретных предложениях и действиях – ничего не изменится.



Подробнее
1...34567...11
107031 Россия, Москва,
  ул. Петровка, дом 17, стр. 1
Рейтинг@Mail.ru