Обществу граждан - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Санкт-Петербург  
«Красивый Петербург»: контроль снизу по схеме «пожарной тревоги»дата: 20 февраля 2015    автор: Кривоносова Юлия

«Красивый Петербург» – гражданский проект, направленный на решение проблем градоустройства, то есть локальных проблем, с которыми жители сталкиваются ежедневно и для решения которых требуется не так много усилий. С помощью этого инструмента нельзя изменить план городской застройки или запретить въезд автомобилей в центр города, но проблемы мусора, сломанных деревьев, плохого состояния дорог, парковки на газонах, открытых люков, необорудованных детских площадок, рекламы на столбах решаются здесь.

Как это работает? Видишь проблему – фотографируешь проблему – регистрируешься на сайте движения, выбираешь нужную проблемную категорию – заполняешь заявку. Все, обращение отправлено. При этом движение дает возможность отправить не только заявку-требование, своего рода указание властям на бездействие, но и заявку-предложение. Возможность предложить органам власти решение конкретной проблемы опровергает два главных аргумента критиков гражданских проектов: 1) гражданские инициативы существуют лишь для того чтобы критиковать, а не предлагать; 2) гражданские проекты – площадки для зануд-жалобщиков.

В наличии проекта наподобие «Красивого Петербурга», на мой взгляд, в первую очередь заинтересована власть: политическая система, построенная по принципу властной вертикали, помимо прочих, имеет недостатки, связанные с издержками контроля. Проект «Красивый Петербург» проблему издержек контроля решает, поскольку с его помощью в чистом виде реализуется контроль по схеме «пожарной тревоги» (вспомним дихотомию fire alarms – police patrol), обеспечивающий экономию ресурсов и снижение издержек при сохранении эффективности за счет того, что переносит ответственность по контролю непосредственно на целевую группу.

Социальный эффект проекта «Красивый Петербург» заключается в том, что петербуржцы начинают иначе думать и привыкают что-то требовать от власти. Более того, проект объединяет совершенно разных людей: заявки оставляют как политические активисты города, так и люди, совсем не интересующиеся ни властью, ни гражданскими инициативами. Горожане, случайно обнаружив в социальной сети страницу «Красивого Петербурга», вдруг становятся гражданами и активно собирают от друзей просьбы, фотографируют любое «безобразие» и коллекционируют решенные дела – это интересно, дает возможности для гражданской самореализации посредством участия в управлении городом.

«Красивый Петербург» можно считать структурой гражданского общества еще и потому, что он создает сети, сообщества, дает возможность кооперироваться для решения не только городских проблем. Вот такая М-концепция гражданского общества в действии.



Подробнее
Какое доброе дело я могу совершить?дата: 16 января 2015    автор: Потехина Марина Олеговна

В Петербурге достаточное количество демократических партий и организаций, но так же здесь много волонтерских объединений, занимающихся не только самыми разнообразными проблемами, но и попыткой достучаться до людей и помочь им. Например, в Петербурге есть Молодежный центр Эрмитажа и служба волонтеров, где создаются культурные и образовательные программы. Да и в самом Эрмитаже постоянно проходят лекции и семинары на тему искусства. Сотрудники Эрмитажа пытаются приобщить людей к сокровищам культурного наследия и воспитать чувство ответственности за сохранение этого наследия. Мы все помним, что в 2014 году пройдет ряд выборов в регионах страны;  но еще состоится и 250-летие Эрмитажа, что так же важно, так как это то место, где учишься видеть прекрасное. А не увидев его в искусстве, мне кажется, что сложно увидеть его и в людях. Так как гражданское общество — это общество неравнодушных людей. И оно не должно ограничиваться только политической или общественной заинтересованностью. Основа его — Человек, человек как личность, а не только как частица общего или как избиратель.

Мир всегда опирался на гуманитарные концепции, и гуманизм был стержнем формирования личности. Но современный мир заменил гуманизм прагматизмом и технократически-информационной опорой. А с кризисом гуманитарных идей начинают ставиться под сомнение и традиционные понятия смысла жизни. Нравится нам это или нет, но мы — социальные существа, и каждый момент нашей жизни зависит от чьих-либо действий. Поэтому и наше счастье возникает только в связи с нашими отношениями с другими людьми. Стоит всегда помнить, что альтруистические поступки приносят нам счастье. В тибетском языке есть прекрасное выражение «shen dug ngal wa la mi so pa», которое можно перевести как «неспособность выносить вид чужих страданий». Это то свойство, которое помогает нам отчетливо слышать призывы о помощи и разделять чужие страдания, как свои. Чем более мы взращиваем в себе сострадание, тем более по-настоящему этичными и будут наши поступки.

Существует множество волонтеров, которые помогают пожилым людям и детям в детских домах. В Петербурге очень эффективно действует организация «Ночлежка», помогающая бездомным людям не только едой и вещами, но и поиском для них работы. ЛизаАлерт, занимающаяся поиском пропавших людей. Ну и Красный Крест, естественно, как один из символов неравнодушия. И чем больше людей вовлекается в разные волонтерские проекты, тем сильнее укрепляется наше общество. Так как все-таки учиться быть неравнодушным к незнакомым людям — это действительно сложно; и это то, где ты не можешь сразу увидеть результат (как например, в политической деятельности), но это основа гражданского общества, по моему мнению. И это то, чему надо учиться на протяжении всей жизни. У всех нас есть врожденный эгоцентризм, но мы должны постепенно стремиться стать более сострадательными, то есть развить и истинное сочувствие к страданиям других. Мы нравственны, если мы преодолеваем себялюбие и не смотрим на другие творения как на нечто чуждое нам, если мы сопереживаем и сострадаем всему, что нас окружает. Только тогда мы становимся людьми в истинном смысле слова и обладаем этикой, которая никогда не утратит своей сути. Бенджамин Франклин как-то сказал: «Самый благородный в мире вопрос звучит так: «Какое доброе дело я могу совершить?» И я думаю, это тот вопрос, который мы должны задавать себе постоянно.



Подробнее
Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Санкт-Петербург
107031 Россия, Москва,
  ул. Петровка, дом 17, стр. 1
Рейтинг@Mail.ru