Обществу граждан - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Краснодарский край / «Орлёнок»: осмысление опыта гражданской жизни  

«Орлёнок»: осмысление опыта гражданской жизни

«Орлёнок»: осмысление опыта гражданской жизни 17 января 2015 автор: Федотова Юлия Александровна

«Орлёнок» - это особое пространство, «впитывающее» в себя благодаря приезжающим сюда детям и взрослым из всех концов России практики, отношения и всю цветущую сложность гражданской жизни. Причём на протяжении всех 53 лет своего существования.

Что такое «Орлёнок»?

Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» появился в период так называемой «хрущёвской оттепели» в 1960 году и стал наряду с «Артеком», основанным гораздо раньше (1925 г.), крупнейшим детским воспитательно-оздоровительным учреждением.

«Орлёнок» начала 60-х гг. – это палаточный летний лагерь, куда на лето приезжало около 1500 детей из разных концов СССР.

Современный «Орлёнок» - это федеральный детский центр, размещающийся на территории около 300 га, в котором действуют семь детских лагерей, из них четыре круглогодичных: «Солнечный», «Звёздный», «Стремительный», «Штормовой», три летних «Комсомольский», «Дозорный», «Олимпийский». Кроме этого, в «Орлёнке» есть школа, отдел детского творчества, астрономическая обсерватория, Дом авиации и космонавтики, Дворец культуры и спорта, библиотека, музей, и, конечно же, большой спортивный комплекс. О каждом лагере, педагогическом отделе можно рассказывать бесконечно, поскольку у каждого объекта – своя интереснейшая история, особая нажитость, совершенно особенные люди. Например, Дом авиации и космонавтики в 1969 году открывал Алексей Леонов – большой друг «Орлёнка», с лёгкой руки которого практически весь первый отряд космонавтов побывал в нашем центре, ежегодно у нас проводится специализированная смена «Объединённые космосом».

Ежегодно «Орлёнок» принимает около 20 тысяч детей 11-16 лет из всех регионов РФ. «Орлёнок» полностью автономен в обеспечении своей жизнедеятельности, это небольшой город со своей собственной инженерной инфраструктурой, автобазой, грузопассажирским пирсом, медицинским корпусом, почтовым отделением.

«Орлёнок» изначально задумывался как лагерь комсомольского и пионерского актива, куда направлялись дети по рекомендациям советов пионерских дружин и комитетов комсомола общеобразовательных школ. Кроме того, внутреннее пространство тогдашнего «Орлёнка» существенно отличалась и от «Артека», да и вообще от авторитарной системы воспитания того времени - «бездетной педагогики», «педагогики массовых мероприятий».

Педагогические истоки. Коммунарство

И здесь не обойтись без небольшого лирического отступления про педагогические истоки «Орлёнка». 60-е гг. 20 века дали России такой педагогический феномен, как коммунарство. Опыт коммунарства, коллективных творческих дел, стали хрестоматийными. По мнению Наты Крыловой, коммунарство – это классика современной педагогики свободы, которая сохраняется благодаря духу творческих поисков столь разных и одновременно столь близких друг другу педагогов – И.П. Иванова, Ф.Я. Шапиро, А.В. Мудрика, О.С. Газмана, А.Н. Лутошкина, В.П. Бедерхановой и многих других.

Коммунарство возникло в середине 50-х гг. 20 в. в Ленинграде. Именно там родилась знаменитая Фрунзенская коммуна, у истоков которой стояли И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро и Л.Г. Борисова. Ими и была придумана новая методика воспитания, которая являлась своеобразным осмыслением педагогического опыта А.С.Макаренко и С.Т. Шацкого, школ-коммун 20-х гг. Несмотря на то, что коммунарство вошло во все учебники педагогики, осмыслено во множестве диссертаций, рассказать о том, что собой представляло это движение, эта методика, очень сложно. Об этом, кстати, говорил и первый «биограф» коммунарства – Симон Соловейчик. И об этом до сих пор говорят многие люди, в чьей жизни была Фрунзенская коммуна.

Можно выделить несколько основных принципов, на которых «стояло» коммунарство: установка на постоянное добротворчество, абсолютная бескорыстность; забота о людях, пять само-: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ; особые, равные отношения со взрослыми, с педагогами; творчество и коллективизм, по выражению В.Караковского, "в самом высоком смысле слова". Безусловной инновацией был принцип «Сегодня я подчиняюсь, а завтра руковожу» - принцип сменности актива. И ещё важная деталь: коммунарство никто не организовывал сверху, это сообща рождённая идея и воплощённая инициатива детско-взрослого сообщества: жить ярко, интересно, помогать людям: «Наша цель — счастье людей», «Живи для улыбки товарища», «Каждое дело творчески - иначе зачем?»

Распространению коммунарства в стране очень помогал заочный Клуб юных коммунаров (КЮК), созданный С.Л. Соловейчиком при газете «Комсомольская правда».

Летом 1962 года в «Орлёнке» появился отряд из 51 комсомольца, которые лучше всех выполнили задания заочного Клуба юных коммунаров (в скобках замечу, что лагерь был пионерский, и отряд старших школьников – это был определённый выход за рамки). А из Фрунзенской коммуны эту смену приехали семь ребят-коммунаров и трое вожатых – Виктор Малов, Ирина Леонова и Любовь Балашкова. Задача была простая и очень сложная – сделать практикой жизнь по-коммунарски: содружество детей и воспитателей, свобода творчества, духовное возрождение. И всё получилось! С этого сбора пошла цепная реакция: возвращаясь из «Орлёнка» в свои школы, ребята искали близких им по духу учителей, создавали секции Клуба юных коммунаров, вдохновляли взрослых и одноклассников работать, жить как на сборе в «Орлёнке». Этот удачный опыт было решено продолжить, и в 1963 году в «Орлёнке» прошёл 1-й Всесоюзный сбор комсомольцев–школьников, на который приехало уже 500 ребят. Это был огромный риск: с таким количеством старшеклассников никто не работал в детских лагерях, тем ценнее было рождённое на сборе понимание того, что в «Орлёнке» можно и нужно работать со старшеклассниками, что такие смены оказывают значительное влияние на личность подростка, дают хороший результат.

Я полагаю, что идеи коммунарства и его педагогическая технология – коллективно-организаторская деятельность – это уникальная, не имеющая аналогов практика формирования и развития гражданственности молодёжи. И её вполне возможно рассматривать как ресурс для организации жизнедеятельности современных подростков, с одной стороны, и как противостояние таким «оболванивающим» проектам, как «Идущие вместе», «Молодая гвардия» и иже с ними.

Но вернёмся в «Орлёнок» начала 60-х гг. Группа педагогов (Л.А. Балашкова, В.А. Малов, А.В. Мудрик, О.С. Газман, В.Ф. Хозов и др.) во главе с легендарной начальницей «Орлёнка» - орлятской мамой Алисой Фёдоровной Дебольской, вбирая передовой педагогический опыт того времени, разрабатывали уникальную методику работы с подростками в условиях детского лагеря. Коллектив впитывал и модифицировал лучшие региональные практики воспитания и образования детей, которые по сути своей были социально направленными: из Ленинграда привезли коммунарство, из Новосибирска – игровую ролевую деятельность, из Москвы – макаренковскую педагогическую систему и др. Сообща рождались законы и традиции «Орлёнка», которые были не декларируемыми, а реально действующими, и вожатым нужно было овладеть очень непростым умением - проводить коллективные обсуждения и принимать законы. Законы были очень простыми и очень содержательными. Например, закон поднятой руки: если тебе необходимо сказать что-то важное, высказаться в отряде, в группе, просто подними правую руку. Это уважение к говорящему, поэтому выслушай, не перебивая, а если критикуешь – предлагай.

Алиса Фёдоровна сумела создать замечательную, творческую атмосферу: в «Орлёнок» не только и не столько педагоги, сколько интересные талантливые люди, очень разные, с разным опытом. Музыканты, художники, врачи, спортсмены, инженеры становились вожатыми и работали с детьми. На слёте ребят-победителей физических, химических, математических олимпиад 1965 года вожатыми работали физтеховцы Александр Серебров (будущий лётчик-космонавт), Александр Филиппенко (ныне замечательный актёр), Николай Кузнецов (будущий директор Института проблем передачи информации РАН, доктор технических наук), Вячеслав Каменский (ныне заместитель директора Института физических проблем им. П.Л. Капицы, доктор физико-математических наук) и др. В «Орлёнок» приезжали преподаватели из московских, ленинградских университетов, Академии наук, Новосибирского Академгородка.

Гостем «Орлёнка» в 1965 году был и Игорь Семёнович Кон, который говорил: «Лично для меня «Орлёнок» доказал наглядно на все времена: даже в условиях политической реакции, страха, всеобщего почти что ханжества и карьеризма – можно сделать что-то с человеческим лицом. Причем, сославшись на известные цитаты классиков и даже руководителей режима. В этом и заключалась скрытая подрывная сила новой педагогики: если принять слова, звучавшие с трибун, всерьез и посмотреть вокруг, то что-то с чем-то драматически не совпадало…»

1966 год. Разгром

Конечно же, долго такое продолжаться не могло. Усиленно закручивались гайки пресловутой вертикали. В ЦК ВЛКСМ нашлись люди, инициировавшие отторжение идей коммунарского движения, участникам которого в те годы была предъявлена масса обвинений – например, в том, что они противопоставляют себя ленинской пионерии, ленинскому комсомолу, хотят создать свою организацию на местах и пр. Таким образом, постепенно стали закрываться коммунарские клубы, также был закрыт Всесоюзный клуб юных коммунаров в «Комсомольской правде». Вся эта ситуация не могла не отразиться на «Орлёнке» - одном из главных носителей идей коммунарства. В 1966 году в «Орлёнок» приехала комиссия ЦК ВЛКСМ. В результате работы этой комиссии появилось постановление ЦК ВЛКСМ «О серьезных недостатках в воспитательной деятельности лагеря «Орленок» (июль 1966 г.), после которого произошла смена руководства лагеря. Спустя много лет А.Ф. Дебольская, вспоминая об этих событиях, сказала: «Нас ведь убили тогда, в 1966 году». Основой этого «приговорного» постановления выступил другой документ - постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ «О работе Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок» (протокол № 60 п.13 от 18.03.1966 г.), где и были изложены основные «грехи» орлятских педагогов-новаторов. Сегодня этот документ читается не без улыбки, особенно, например, такие пассажи: «…В «Орлёнке отсутствует главное: жизнь и деятельности В.И. Ленина не стала основой всей воспитательной работы. В лагере нет ни одного портрета В.И. Ленина». Или:  «В лагере утвердилась система форм, методов и приёмов работы, направленных не на воспитание делом, а на бесконечную болтовню ребят. Они только и делают, что спорят, анализируют себя и свои поступки, прожитый день». Однако этот документ изменил судьбу не только многих людей, но и самого «Орлёнка».

Борьба за выживание добрых ростков

И всё-таки «Орлёнок» выжил, несмотря на активное «закручивание гаек» и «взятие ситуации под контроль» вышестоящей организацией. Можно выделить две важные тенденции 70-х гг.: наличие формальной, административной, «заказной педагогики» как результата вмешательства партийных функционеров в педагогическую среду лагеря, а также присутствие ценностей, изначально заложенных в орлятскую педагогику Ивановым И.П., Газманом О.С., Мудриком А.В., Дебольской А.Ф., которые сохранялись, но в неформальном, «андеграундном» виде. Алексей Бруднов, работавший в этот период вожатым в «Орленке», характеризует это время как «скрытую борьбу за выживание добрых ростков, которые пытались растоптать»[4], а также отмечал, что администрация старалась превратить «Орленок» в некое подобие «Артека» - символ вечного праздника и показушного благополучия советских детей, в то время как оставшиеся малочисленные старые кадры пытались сохранить «гуманное лицо» лагеря. Дух инновации, привнесённый коммунарством, при официальном отторжении сохранялся в качестве смысловых аспектов в культурном пространстве лагеря (в законах, традициях, песенной культуре, символике и пр.). В 70-80-х гг. в «Орлёнке» проходит множество слетов, сборов, фестивалей, которые, с одной стороны, подтверждают статус «Орленка» как лагеря ЦК ВЛКСМ общероссийского масштаба, а с другой, транслируют опыт лагеря в пионерские и комсомольские дружины страны. И ещё важный момент: именно в этот период начинает активно работать Школа пионерских вожатых «Ориентир», которая была открыта в 1967 году, но по-настоящему её деятельность «развернулась» в 70-е гг. Создателям Школы удалось найти очень тонкое и верное соотношение коллективного и личностно ориентированного воспитания, которое определялось девизом «Дойти до каждого!»: сделать так, чтобы каждый участник коллектива был активным участником совместной деятельности, чтобы каждому нашлось дело по душе, чтобы каждый мог привнести вклад в общее дело.

Лично для меня и моей семьи этот период важен ещё и тем, что в 1977 году в «Орлёнке» встретились мои родители, приехавшие сюда в Школу пионерских вожатых, а меня вместе с моими мамой и папой воспитывал весь вожатский отряд «Товарищ» детского лагеря «Солнечный».

Второе дыхание. «Комсомольский»

Конец 80-х - первая половина 90-х годов – это, пожалуй, самый кризисный период в истории «Орлёнка» как, впрочем, и всей страны. В 1990 г. была распущена Всесоюзная пионерская организация, в 1991 г. не стало СССР, и тогда же был распущен ВЛКСМ. Все эти процессы не могли не отразиться на существовании «Орленка». С отсутствием пионерской и комсомольской организаций сам статус «Орленка» становится неопределенным, не говоря уже о главных целях, задачах и содержательных аспектах деятельности. Именно в это время разрушается целостность педагогической системы «Орленка», распадаются связи и основы деятельности, происходит жесткая автономизация детских лагерей в рамках «Орлёнка», возникает критическая ситуация с кадровым составом, ежегодная сменяемость которого достигла 80-90%. Материальная база резко ухудшилась, финансирование практически прекратилось. Парадоксально, но именно в этих условиях в «Орлёнке» происходит всплеск социальной активности и педагогического творчества. Начальники детских лагерей «Орлёнка», пытающиеся выжить в новых условиях смены руководства, отсутствия моноидеологии, отсутствия всякого финансирования, начинают выстраивать  партнёрские отношения с различными общественными и государственными структурами для реализации детских программ. Со временем у лагерей появляются постоянные заказчики и организаторы тематических и специализированных программ, в функционал которых входит как финансовая помощь детским лагерям, так и привлечение специалистов для реализации своих программ. Такое сотрудничество способствовало обогащению опыта представителей педагогических коллективов лагерей, освоению ими новых форм работы с детьми и в целом стимулировало формирование новой парадигмы воспитания.

Ярким примером такого сотрудничества является деятельность педагогического коллектива детского лагеря «Комсомольский». В 1990 году в лагере прошёл уже ставший легендарным Сбор-90 - Всесоюзный сбор учащихся-комсомольцев. Модель этой смены была разработана группой учёных Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена под руководством Е. И. Казаковой и Ю. И. Виноградова совместно с научным работником НИИ общих проблем воспитания АПН России А.И. Гавриковым. Смена проходила в форме игры, рассчитанной на полную самоорганизацию старшеклассников в течение всех 30 дней пребывания в лагере. Идея игры — город «Комсомольский» со своими горсоветом, верховным судом, научным и компьютерным центром, телевидением и т.п. Это сегодня никого не удивишь выборами и PR кампаниями, а тогда это было впервые, и мэром города стал одиннадцатиклассник Индулис Залитис из Латвии. Это было уникальное пространство – как для взрослых, так и для школьников, - пространство диалога, возможности выразить своё мнение и быть услышанным.

Подобные партнёрские отношения складывались у каждого лагеря, и в «Орлёнке» до сих пор с особой теплотой встречают педагогов из Челябинска, Костромы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, ведь в памяти сохранились те замечательные программы регионального взаимодействия 90-х годов.

А что сегодня?

Сегодня «Орлёнку» приходится балансировать между коммерчески ориентированными тематическими программами, которые позволяют зарабатывать дополнительные денежные средства, и государственным заданием, сформулированным нашим непосредственным учредителем – Министерством образования и науки РФ. Это задание выражается в определённом количестве детей, принять которых наш центр обязан в течение года. Вместе с тем содержательные основы своей деятельности мы по-прежнему формулируем сами, опираясь на разнообразные стратегические федеральные документы, как то: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы и т.п.

Сегодня в центре происходит смена поколений начальников детских лагерей, которые активно ищут новое содержание деятельности, а, значит, и лицо своего лагеря. И в «Солнечном» это добровольчество, «Звёздном» - социальная идентичность и диалог, в «Стремительном» - гражданская позиция, гражданское самоопределение, в «Комсомольском» - социокультурная деятельность, в «Олимпийском» - олимпийское образование и здоровый образ жизни, в «Штормовом» и «Дозорном» - гражданское и патриотическое воспитание.

Сегодня в «Орлёнке» возрождаются международные смены, которые не проходили уже много лет. В 2011 году на смену «Диалог культур через диалог личностей» приехали ребята из 9 стран. Они учились выстраивать конструктивный диалог, знакомились с культурным многообразием своих стран.

В 2012 гг. «Орлёнок» получил статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО, и в детском лагере «Солнечный» прошёл молодёжный форум «Вода и Всемирное наследие». Форум был направлен на привлечение общественного внимания степени экологического воздействия человека на воду, актуализацию для молодого поколения необходимости применения технологий «Чистой воды», значимости культурного и исторического наследия воды.

«Орлёнок» также выступил одним из инициаторов возрождения общения с педагогами  крупнейших детских центров на постсоветском пространстве: с 2010 г. мы проводим Фестиваль «Содружество», который собирает наших друзей и единомышленников из России, Украины, Беларуси, Казахстана и Болгарии.

И ещё один интересный проект, который мы реализуем с 2010 года - образовательная программа «Твой след на планете». Суть этой программы – познакомить детей с раздельной утилизацией бытовых отходов, поскольку в «Орлёнке» внедрена система фракционного сбора мусора. Для многих детей это настоящее открытие. Конечно, мы понимаем, что, вернувшись домой, не каждый ребёнок будет сортировать мусор просто потому, что в родном городе нет соответствующей инфраструктуры, но важно, что он здесь задумывается над тем, какой след он оставляет и какими простыми действиями, способами можно сократить собственное негативное влияние на окружающую среду и как можно найти единомышленников для совместных действий в этом направлении.

Я очень надеюсь, что «Орлёнок» сможет и дальше активно воспринимать опыт регионов России, связанный с гражданским образованием, творчески его осмысливать и дарить подросткам, которые сюда приезжают, радость открытий, опыт проживания и участия, важность осмысления себя и других, потребность диалога.




нет комментариев




Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Краснодарский край / «Орлёнок»: осмысление опыта гражданской жизни
107031 Россия, Москва,
  ул. Петровка, дом 17, стр. 1
Рейтинг@Mail.ru