Обществу граждан - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Рязанская область  
Государство и волонтеры: поощрить нельзя запретитьдата: 15 января 2015    автор: Ежова (Крапоткина) Софья Дмитриевна

В мае я анонсировала проведение в Рязани неформальной конференции волонтеров и участников некоммерческих инициатив «Добрый форум», первого в регионе мероприятия такого рода. Конференция прошла – и стала поводом для размышления о странностях местной информационной политики и политизации волонтерства.

Начну с краткого рассказа о том, как прошел «Добрый форум». Конференция длилась один день и ее посетили более 50 волонтеров из самых разных организаций – от православного «Доброго дела» до Комитета в защиту Кремля (организации, выступающей против передачи объектов музея-заповедника «Рязанский кремль» в собственность РПЦ). Опытом своих успешных проектов со слушателями поделились восемь докладчиков. Обсуждались исключительно прикладные вещи: общественное финансирование, мотивирующая работа с волонтёрами, взаимодействие с коммерческими спонсорами. Вход на конференцию был свободный, посетить её мог любой рязанец. После завершения «Доброго форума» пресс-релизы и фотографии были разосланы большинству рязанских интернет-СМИ. Затем начались те самые странности.

В Рязанской области, как и во многих других регионах, более-менее крупные информационные сайты заключают с правительством договор на «информационное обслуживание». Де-юре он предполагает публикацию информации о работе правительства, а де-факто – также и непубликацию нежелательных сведений. Так кормятся рязанские сайты «большой тройки»: Рязанский городской сайт, ИА «МедиаРязань» и РИА «7 новостей». Каждый из них опубликовал материалы о «Добром форме», которые потом подверглись правке (с вычеркиванием имен участников и названий организаций, известных критическими взглядами) или были просто удалены с сайта. Очевидно, что одновременно три издания не могли самостоятельно и чуть ли не синхронно принять такое решение. Мероприятие абсолютно аполитичного толка оказалось политизировано – и не его участниками или организаторами, а с руки властей.

Произошедшее выглядит абсурдным, но укладывается в общероссийскую тенденцию политизации волонтерской деятельности – с попыткой принятия бессмысленного закона о волонтерах или поиском иностранных агентов среди НКО. И на государственном уровне, и на региональном это приносит не только сиюминутную выгоду – вроде возможности контролировать любую организацию, транслирующую отличное от «правильного» мнение. Это медленный, но верный способ уйти от мирного диалога. Более того – это лишение общества возможности продуктивно решать свои проблемы, не используя ресурсы государства. Например, уже упомянутое выше рязанское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» работает с историческими архивами, мемориальными кладбищами, помогает рязанским сиротам и инвалидам.

Чтобы понять, насколько невыгодна и опасна тактика кнута в отношении волонтеров, нужно понимать, кто это такие. В Рязани (думаю, как и во всей России) это чаще всего образованные и социально успешные люди. Они готовы бесплатно тратить время, знания и деньги не только на свои личные нужды. Почти всегда они – сторонники малых дел, практического подхода к проблемам и не хотят «лезть в политику» - их же старательно туда сталкивают. Этим людям не оставляют выбора, фактически заставляя либо одобрять и поддерживать (на всю страну, как Чулпан Хаматову, или хотя бы молчаливым согласием), либо записываться в ряды неугодных и/или иностранных агентов. К последним отправляют не только «Левада-центр» или «Голос», чья работа хоть и связана с политикой, но не является ею, но даже и помощников больных муковисцидозом, и журавлиный парк. Или вот участников аполитичного «Доброго форума», многие из которых впервые узнали, что в региональном правительстве, оказывается, не рады добрым делам и формируют негласные черные списки для частных СМИ.



Подробнее
Рязань: конструктив разбивается об стенудата: 15 января 2015    автор: Ежов Сергей Александрович

В Рязани за последний год, после окончания крупных избирательных кампаний, произошла смена протестной повестки. Ранее ее можно было бы назвать резко негативной — пусть не слишком многочисленные, но активные оппозиционеры требовали немедленной капитуляции представителей власти, отставок и смены всех действующих лиц политэлиты. Соответственно, обе стороны вступать в какое-либо взаимодействие были не настроены. Закончился избирательный цикл — естественным образом сменилась и риторика протестантов. Несмотря на очевидные факты фальсификаций, серьезно поставить под сомнение легитимность выборов не получилось. В том числе и благодаря вчерашним кандидатам от системной оппозиции, которые оказались не готовы продолжать борьбу даже в судах. Сформировавшийся на подъеме уличной активности 2011-2012 гг. Рязанский Комитет протестных действий (КПД) начал генерировать конструктивную повестку дня и предлагать власти механизмы решения наиболее актуальных муниципальных проблем. Разработана альтернативная программа развития областного центра, проводятся общественные конференции по обсуждению инициатив. Поменяли свою направленность митинговые лозунги, в том числе и сквозной: с "Рязань против ЕдРа" на "Рязань — наш город" Оппозиционная общественность не только требует от чиновников, но и предлагает способы наведения порядка в ЖКХ, приведения в порядок дорог, реформирования системы общественного транспорта и т.д. Однако все встречные движения разбивается о стену — неподконтрольные институты оказываются в зоне отчуждения. Ответы на резолюции носят формальный характер, даже самые безобидные конструктивные предложения продолжают игнорироваться. Такая политика региональных и муниципальных властей распространяется не только на политических оппонентов, но и на независимые СМИ. Сообщения и разоблачительные материалы журналистов о коррупции, плагиате и т.п. остаются без попыток опровержений. Избрана тактика замалчивания. Характерным является и формирование даже не имеющих реального веса официальных общественных палат — их состав не разбавлен ни одним критиком. Возможно, местным властям пока не хватило времени на перестройку, но момент может быть упущен. Позитивная повестка в случае тщетности попыток наладить диалог рано или поздно снова сменится на негативную. И новая волна, подкрепленная неудачным опытом системной работы, обещает в таком случае быть много сильнее. В ситуации, когда интерес к политическим процессам возрастает, а третий сектор развивается самостоятельно, процесс вовлечения граждан в принятие решений имитировать становится уже невозможно. Две параллельные общественно-политические реалии непременно сойдутся. Вопрос лишь в том, в лобовой атаке или за "круглым столом".



Подробнее
Общественные процессы и местная активность в Рязанидата: 02 января 2015    автор: Шалдаева Наталья Сергеевна

Рязань расположена в 180 км от г. Москвы или двух часах неспешной езды. Такая географическая близость позволяет достаточно быстро реагировать на происходящее в столице.

Это с одной стороны. С другой - Рязань это город с населением в 525,1 тыс. человек, где трудоспособное население примерно 335,4 тыс. человек, пенсионеров 123,6 тыс. человек, что в вдвое больше, чем детей до 18 лет 66,1 тыс. человек. Такой высокий процент пенсионеров скорее все и объясняет наиболее частый возрастной портрет активного члена гражданского общества в г. Рязани — человек предпенсионного или пенсионного возраста.

Состояние гражданского общества должно определяться качеством и частотой диалога между общественниками и властью.

Традиционно в Рязани сильны институты территориального участия населения в МСУ, это развитая система территориального общественного самоуправления (далее- ТОС), Ассоциация органов ТОС в Рязани, Общественные советы микрорайонов. В 2012г. Появилась новая форма — Советы территории. Основа гражданской активности в данных структурах формируется вокруг проблем территории проживания, а как известно объединяться легче против кого-то или чего-то. В данном случае, наличие большого количества проблем ЖКХ, незаконной застройки и удовлетворительного состояния благоустройства города дают неиссякаемый заряд энергии для постоянного поддержания высокого градуса активности.

Общественная палата Рязанской области, созданная несколько лет назад в Рязани, в апреле 2010 г. была значительно обновлена. Первое пленарное заседание Общественной палаты Рязанской области второго созыва состоялось 21 апреля 2011 года. Его открыл Губернатор Рязанской области О.И.Ковалев. Что-то еще сказать о ее работе сложно.

Партийные структуры Рязани, в силу переплетенности интересов (чаще коммерческих) партийных элит, уже давно потеряли четкие очертания. Частота смены партийной принадлежности политических элит привела к потере интереса общества к политическим баталиям, закрепляя мысль, что «все одним миром мазаны». Однако коммунистические настроения все еще сильны, недаром с 1995 г. город входил в так называемый «красный пояс». Возможно, это еще обусловлено и тем, что в городе практически отсутствует хоть сколько-нибудь вменяемое оформление протестной активности. То, что предлагается в рамках акций партии «Яблоко» скорее рассчитано на маргинальных личностей и любителей графы «против всех». Желание активно вступать в партии или работать в их составе у рязанцев в последнее время не отмечается. Электоральная активность населения меж тем стабильна. Явку за последние годы трудно назвать высокой, но она стабильно находится в своем коридоре средних значений, с небольшими реакционными изменениями. Как показали последние выборы Президента РФ, учитывая критическую степень надломленности отношений власти и оппозиции в целом, рязанцы проголосовали за стабильность с явным повышением средней явки.

Некоммерческие организации, так называемый третий сектор, в Рязани четко не визуализируется, за исключением таких НКО как ТОС. Это не говорит о полном его отсутствии. Есть в городе экологические организации («Лист», «Экологический альянс»), бизнес-сообщества («ОПОРА РОССИИ»), организация по поддержке грудного вскармливания («Мамино молоко»), социально направленные организации («Совет ветеранов», «Общество инвалидов», «Союз многодетных семей»), защитники животных («Лучшие друзья») и т. д. Все перечисленные организации осуществляют полезную деятельность для города и жителей, но в СМИ это редко находит свое отражение и как итог, результат этой деятельности или хотя бы информация о нем, как правило, не доходит до конечного пользователя. В 2012 г. был принят областной закон по поддержке социально-ориентированных НКО. Будем надеяться, что это позволит укрепить институт НКО.

Профсоюзные организации имеют чисто номинальный характер.

Публичные слушания в Рязани в последнее время перестали напоминать скучные посиделки, теперь практически каждые публичные слушания дают мощный информационный повод, а иногда и не один. Но опять же тут трудно говорить о гражданской активности как таковой, скорее речь идет о необходимости выживать и не дать застроить пойму реки Оки, необходимости внести изменения в Правила благоустройства города, внести коррективы в бюджет и т. д.

Можно смело говорить, что за последние 2-3 года качественно изменились отношения власти с населением, взять только количество совместно реализованных проектов и количество проведенных совещаний (советов) с представителями общественности. Идеализировать эти отношения конечно рано, но прогресс на лицо. Одним из примеров «вовлеченности» общества в процесс принятия решений в последнее время можно считать внесение изменений в работу транспортной сети в г. Рязани. Многие микрорайоны-поселки выступали с критическими замечаниями, обращались с предложениями внести изменение в интервалы движения транспорта, перенести расположение конечных остановок, изменить подвижной состав и т. д. Сформированная новая транспортная сеть учла большинство предложений.

В диалоге общества и власти СМИ должны брать на себя роль посредника и осуществлять передачу информации в обоих направлениях. Однако может быть только в последние год-два появилось небольшое понимание со стороны СМИ о необходимости освещать подобные темы.

Подводя итоги хочу отметить, что состояние гражданского общества в регионе можно считать удовлетворительным. Иногда оно находится как бы в «спящем» режиме, но в период наибольшей опасности оно активизируется и представляет собой реальную силу. Вспоминая сильнейшие пожары 2010 г. первое что приходит на ум — колоссальное количество добровольцев, отправляющихся на расчистку горелых участков леса и непосредственное тушение пожаров. В городе в первые же дни открывались пункты приема помощи для пострадавших, работа шла совместно с представителями власти, каждый занимался своим делом и была четкая координация.

Однако нельзя списывать со счетов все еще сильные иждивенческие настроения населения, что крайне тормозит процессы развития гражданского общества.

В последнее время в обществе явно чувствуется запрос на «легитимизацию» решений власти, что возможно получить только при активном вовлечении граждан в процесс принятия решений. Такой запрос находит свой отклик в готовности органов власти идти на контакт с гражданским обществом и подкреплять свои решения лейблом «согласованно с общественностью». В тоже время, граждане, однажды принявшие участие в обсуждении насущных вопросов, увидевшие, что их предложения реализуются на практике или отстоявшие свои права в диалоге с властью, как показывает практика, обращаются к такому диалогу снова и снова, что позволяет надеяться на институциональное становление современного гражданского общества и укрепление его позиций в дальнейшем.



Подробнее
Рязань: "афиша" гражданской жизнидата: 02 января 2015    автор: Полищук Елена

1. Площадки взаимодействия в системе координат «власть – общество» (ВАЖНО: в нынешнем состоянии представляют условный интерес с точки зрения организационных моделей и самой позитивной идеи общественно-властного диалога, так как консультативный и зачастую провластный характер дискуссии, рекомендательный характер итогового продукта на данном этапе обесценивают положительный потенциал приведенных ниже коммуникативных институтов):

- Общественный совет при главе муниципального образования, председателе Рязанской городской Думы (с февраля 2012) – для обеспечения взаимодействия органов МСУ с жителями города в целях учета их потребностей и интересов, улучшения качества жизни, защиты прав и свобод, а также прав общественных организаций при формировании и реализации муниципальной политики + как площадка осуществления общественного контроля за деятельностью органов МСУ.

- 20 советов территорий (с апреля 2012), совпадающих с границами 20 одномандатных округов для проведения выборов депутатов Рязанской городской Думы, созданы для взаимодействия администрации города Рязани с населением с целью развития и совершенствования форм участия жителей города в местном самоуправлении и принятии социально значимых решений, объединяют в своем составе активистов территориального общественного самоуправления, представителей обслуживающих организаций, некоммерческих организаций, инициативных жителей, районных префектур. Из заявленного круга полномочий по общественному контролю за ремонтом дорог и дворовых территорий, деятельностью управляющих компаний и проведением работ по благоустройству, по факту, основным направлением работы на сегодняшний день является благоустройство территории (установка детских площадок).

Молодежное крыло:

- Общественный молодежный парламент города Рязани при Рязанской городской Думе (с декабря 2008), городской Штаб молодежного актива при главе администрации города Рязани (с 2008) – для взаимодействия с органами МСУ по вопросам муниципальной молодежной политики. В отличие от парламента, существующего только де-юро, Штаб можно оценить как довольно успешную площадку для реализации социально значимых молодежных инициатив + действующий механизм поддержки социально активной молодежи нашего города через конкурсную, грантовую систему.

2. Гражданские/ гражданско-политические площадки:

- Рязанская Школа прав человека (руководитель Иванова София Юрьевна, www.shkolaprav.ryazan.ru), нацеленная на образование и просвещение в области прав человека, приобщение молодёжи к ценностям демократии и прав человека, содействие становлению де-факто правового государства. Из проектов Школы выделим ежегодный международный передвижной молодёжный образовательный лагерь – «Гражданин мира» для молодежи от 17 и старше (возрастных пределов не устанавливается), приоритет отдается будущим юристам (желательный, но не обязательный критерий), готовым принимать активное участие в российских и международных правовых программах, работать в общественных правозащитных приемных Рязани.

- рязанский филиал ассоциации «Голос» (http://www.golos.org/news/region/34, координатор Иванова София Юрьевна), специализирующийся на защите прав избирателей, обеспечении проведения честных, прозрачных и свободных выборов, контроле за действующими электоральными механизмами, содействии развитию гражданского общества.

- рязанское отделение общероссийского общественного движения «За права человека» (руководитель Бехтольд Александр Федорович), сосредоточенное на правозащитной деятельности.

- общественное движение «Гражданская оборона», ориентированное на обсуждение и поиск решения острых проблем современного общества – бюрократии, превышениz полномочий представителями правоохранительных органов, цензуре в СМИ, незаконной застройке территорий и т.д.

- Интернет-группа «Другая Рязань» (http://community.livejournal.com/drugaya_ryazan/, координатор Сергей Ежов) - создание в рязанском рунете действующей модели гражданского общества, обмен информацией о планируемых протестных акциях, обсуждение политических, общественных и культурных событий города.

- комитет протестных действий – внепартийная и вне существующих общественных организаций структура, объединяющая людей с активной гражданской позицией для организации общегражданских публичных акций и формированием новых требований общества к власти на местном уровне.

3. Площадка «демократии малых пространств»:

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) как форма самостоятельного и под свою ответственность участия населения в решении различных вопросов территории своего непосредственного проживания. В настоящее время в городе действует 2175 комитетов ТОС (40 уровня поселков, микрорайонов, кварталов; 155 – уличных, 1980 – домовых комитета). В числе решаемых преобладает блок хозяйственных вопросов (благоустройство территории, вывоз ТБО, ремонт дорожного покрытия, освещение и т.д.). Мощный, но пока неиспользуемый потенциал – реализация нормативно закрепленной для ТОС возможности внесения в органы МСУ проектов нормативных правовых актов по вопросам местного значения в порядке правотворческой инициативы.

Функционирует Ассоциация органов ТОС г. Рязани (http://tos-assoc.ucoz.ru/).

4. Информационные площадки (с подачей информации, отличной от транслируемой провластным региональным пулом):

Периодическая печать + интерактивный ресурс:

- «Новая газета: рязанский выпуск» (http://novgaz-rzn.ru/)

- «Вечерняя Рязань» (http://www.vryazan.ru/)

Интернет-ресурсы:

- рязанский сегмент портала 7х7 Горизонтальная Россия (http://7x7-journal.ru/about/ryazan/)

- Интернет-газета «Вид сбоку» (http://vidsboku.com/)

5. Конкурсные площадки, ориентированные на практические эффекты:

- ежегодный конкурс молодежных авторских проектов (программ), направленных на социально-экономическое развитие города Рязани, «Мой город - моя Рязань» предлагает новый взгляд на проблемные стороны социально-экономического развития города и варианты их решения;

- ежегодный городской открытый конкурс социальной рекламы «Рязань – наш город» - акцентирование внимания на современных социальных, нравственных вызовах глазами молодежи.

6. Добровольчество/волонтерство:

- Фонд помощи детям «Детские Домики Рязань» (http://ryazan.detskiedomiki.ru/), оказывающий помощь детям, оставшимся без попечения родителей.

- Рязанская городская детская общественная организация детей и подростков инвалидов «Росток» (http://www.rostok-rzn.ru/), специализирующаяся на организации их досуга, первичного обучения, психологической помощи в приобщении к трудовой деятельности и адаптации в обществе.

- Автономная некоммерческая организация помощи детям с ограниченными возможностями «Обещание» оказывает социальную поддержку и содействие социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.

- Центр развития добровольчества города Рязани (разработана интерактивная карта добровольческого движения города - http://map.rzn-molportal.ru/ - отражает волонтерский ресурс учреждений начального и среднего образования, городских общественных объединений, схему расположения волонтерских отрядов на карте города. В перспективе карта будет дополнена информацией о волонтерских отрядах вузов и ссузов).

7. Социальные площадки (образования, культура, экология):

Нестандартный подход к образовательному процессу на основе принципов развития индивидуальности, свободы, привития непреложных нравственных ценностей, неформального отношения педагогов демонстрируют:

- Рязанский свободный лицей (http://свободныйлицей.рф/, основное начальное и среднее образование);

- Автономная некоммерческая организация «Информационно-образовательный Центр «Содружество» (http://www.sodrinfo.ru/, дополнительное образование детей и подростков).

Некоммерческие проекты:

- Кино.Точка, КиноЛюба – некоммерческие показы неформатного кино;

- Галерея-клуб «42» (http://www.gc42.com, реализуемые проекты Лекторий, СоЧи, Арт-базар).

Эко-актив:

- общественная организация «Экологический Рязанский Альянс» (http://erarzn.ru/, руководитель Евгений Рыбаков), привлечение внимания и сплочение общественности вокруг экологических проблем Рязанского края, активное противодействие застройке зеленых и заповедных зон, необоснованному изменению функционального назначения земельных зон.



Подробнее
Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Рязанская область
107031 Россия, Москва,
  ул. Петровка, дом 17, стр. 1
Рейтинг@Mail.ru