Обществу граждан - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Челябинская область  
Как быть гражданином в моно-городе?дата: 02 января 2015    автор: Кабаченко Алексей Анатольевич

В Челябинской области всего два города, которые считаются городами-донорами – областной центр Челябинск с населением более миллиона жителей и второй по численности населения в регионе моно-город Магнитогорск (население 410 тыс.человек), градообразующим предприятием в котором является ОАО «Магнитогорский Металлургический Комбинат». Все другие города, районные центры и сельские поселения региона являются дотационными, и финансовые потоки в них зависят напрямую от лояльности муниципальных властей к действующему Губернатору Челябинской области и его команде.

Магнитогорск можно считать эдакой тихой гаванью, в которой на первый взгляд тишина, спокойствие и политические страсти не кипят, или проходят незаметно для большинства жителей города. Стабильную работу для 60 тыс. жителей и порядка 60% наполнения городского бюджета обеспечивает Магнитогорский Металлургический Комбинат. Стабильность работы ММК – стабильность в городе (доход населения и его покупательская способность, наполняемость городского бюджета и т.д.). На протяжении многих лет городской бюджет оставался бездефицитным. По 2012 году общий объем доходов бюджета города составляет 8,2 млрд.рублей, общий объем расходов бюджета города составляет 9,1 млрд.рублей. Превышение расходов над доходами составляет 890 млн.рублей за счет распределения остатка денежных средств предыдущего года (т.е. по формальным признакам «вышли в ноль»). Бездефицитность бюджета города накладывает некую независимость городских властей от Губернатора области. Одним из примеров можно привести так называемую «дорожную революцию» в 2010, на которую было израсходовано порядка миллиарда рублей (50/50 с областью). Т.е. противостояние с областью до сих пор продолжается.

Но не всё так гладко в администрации города Магнитогорска, как кажется со стороны рядовых граждан. Одной из основных коррупционных схем отдельных чиновников является земельный вопрос. Еженедельно проводятся земельные комиссии, на которых рассматриваются вопросы выделения (по акту выбора, либо на аукцион) земли для коммерческого использования представителям малого и среднего бизнеса. Среднее количество рассматриваемых земельных вопросов еженедельно – порядка 60 – 80. Самыми «лакомыми» кусочками земли является выделение земли по акту выбора для точечной застройки в деловых центрах города и основных городских транспортных магистралях с большим пассажиропотоком (строительство торговых и бизнес центров, АЗС и т.д.). Точечная застройка производится также для строительства жилых домов (стоимость готового жилья в застроенном микрорайоне значительно выше, чем в новостройках, но стоимость возведения таких домов намного дешевле обходится застройщику за счёт уже подведённых коммуникаций).

Рассмотрение земельных вопросов и выделение земель под строительство и точечную застройку для представителей малого и среднего бизнеса всегда проходило в режиме строжайшей секретности. Люди в кварталах и микрорайонах узнавали о начале строительных работ только тогда, когда на территорию пригоняли строительную технику и стройплощадку огораживали забором. Точечная застройка в жилых микрорайонах – это всегда неудобство для жителей. В большинстве случаев выделение земли происходило без согласования с представителями комитетов территориального общественного самоуправления (ТОС) и с самими жителями. Псевдо демократическим принципом, которым руководствуются местные чиновники в данном случае – это общественные слушания, которые публикуются в официальной газете «Магнитогорский рабочий» мелким шрифтом (т.е. соблюдая простую формальность), тираж газеты порядка 9 тыс.экз. Возникающие проблемы жителей являлись локальной проблемой небольшого числа жителей, проживающих в близлежащих домах. Ответ городских чиновников был всегда одинаков, процедура проведена в соответствии с действующим Законом и действующими регламентами, постановлениями и решениями (получается, что после драки махать кулаками уже бесполезно). Чаша терпения таким подходом городских чиновников к земельному вопросу была переполнена и вызвала большой резонанс в обществе, когда земли начали выделять (по акту выбора!) под строительство бизнес центров, ресторанов и АЗС в парках и скверах города, формально прикрываясь тем, что топогеодезическая съемка не производилась, границы скверов и парков чётко не определены, схемы расположения земельных участков не поставлены на кадастровый учёт.

С сентября я и группа коллег-единомышленников решили по земельным вопросам работать на опережение:

• добились своевременного размещения повесток заседания земельных комиссий на официальном сайте администрации города,

• подключили общественность (в частности председателей комитетов ТОС) к участию в проведении земельных комиссий,

• выделение земельных участков выносится только на аукцион, акт выбора только в исключительных случаях (носящих социальный характер),

• выделение земельных участков в точечной застройке происходит только после проведения процедуры согласования предпринимателей с комитетами ТОС и местными жителями,

• произвести топогеодезические съемки всех скверов и парков города (до 30 мая 2013 года 30 скверов из 60-ти будут поставлены на кадастровый учет и получат свидетельства о государственной регистрации),

• приостановить выделение земельных участков вблизи скверов и парков до окончания процедуры постановки парков и скверов на кадастровый учёт,

• в 2013 году внести изменения в градостроительный план города и перевести все скверы и парки в территориальную зону Р-1 (защита от строительства коммерческих объектов на территории).

В данном случае нам удалось осуществлять влияние жителей и контроль над действиями городских чиновников в земельных вопросах.

Своей дальнейшей задачей (моя общественная работа помощником депутата Магнитогорского Городского Собрания) я считаю расширение непосредственного участия граждан во всех сферах местной жизни и роста влияния контроля жителей за действиями муниципальной власти. Активная гражданская позиция жителей способствует улучшению политического и гражданского климата в муниципальных образованиях. В данном случае на мой взгляд необходимо развитие различных форм общественной самоорганизации, способствующие конструктивному диалогу между местными властями и жителями и их совместной работе по решению проблем своих домов, кварталов, микрорайонов, посёлков, городов.

Среди различных форм самоорганизации населения, самой массовой (и моё мнение самой эффективной) является территориальное общественное самоуправление. Положительным моментом комитетов ТОС является гибкая и максимально приближенная к населению форма самоорганизации. Она имеет ряд особенностей:

• возникает только там, где есть инициатива граждан,

• отличается многообразием своих уровней (подъезд многоквартирного дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон и т.д.),

• может иметь статус юридического лица.

Основным направлением деятельности органов ТОС является решение социально значимых проблем населения.

Органы ТОС могут быть задействованы как основной инструмент работы с населением:

1. Создание независимой дискуссионной площадки (принцип «Народного правительства» на определённой территории).

2. Формирование «народного бюджета» на определённой территории.

3. «Народный контроль» - заключение договоров между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления при выполнении работ по социально-значимым проблемам (решению вопросов местного значения). Выделяя им на определенные цели средства местных бюджетов. В данном случае для осуществления органами ТОС хозяйственной деятельности необходимо, чтобы ТОС имело статус юридического лица. Например: для проведения ремонтных и/или благо устроительных работ (ямочный ремонт, монтаж детской площадки, благоустройство территории, устройство заездных карманов внутри жилого массива и т.д.) орган ТОС участвует в тендере и как подрядная организация (выиграв тендер именно для своей территории) уже имеет право нанимать субподрядчиков. В данном случае, уже не может идти ни о каких откатах, распилах бюджетных средств и т.д., т.к. орган ТОС заинтересован в том, чтобы на их территории бюджетные средства были потрачены максимально эффективно.

4. Для вовлечения населения в решении вопросов местного самоуправления и распространению положительного опыта работы в решении вопросов местного самоуправления создание муниципальных и региональных интерактивных интернет-порталов, через телевизионные и печатные СМИ и (на мой взгляд главное) – кабельные телевидения и интернет-сети домов.



Подробнее
Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Челябинская область
107031 Россия, Москва,
  ул. Петровка, дом 17, стр. 1
Рейтинг@Mail.ru