Обществу граждан - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Экспертные мнения / Юрий Сенокосов: Власть и общество должны учиться общаться 

Юрий Сенокосов: Власть и общество должны учиться общаться

Юрий Сенокосов: Власть и общество должны учиться общаться 28 февраля 2019 автор: Сенокосов Юрий Петрович

Читать также Вадим Межуев: О нашей оппозиции

Слово «оппозиция» (от лат. oppositio — противопоставление) вошло в русскую культуру в конце XIX века после появления в Европе оппозиционных политических партий, становившихся все более влиятельной общественной силой. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (том XXII, 1897 год) читаем: «В современных конституционных государствах оппозиции отводится область, в пределах которой она может действовать свободно; ей предоставлено право свободной критики правительственных мероприятий в печати, в представительных собраниях, на народных митингах и т.д. ...Легализованная таким образом оппозиция приняла совершенно новые формы. Центром ее деятельности являются теперь, во-первых, парламенты, во-вторых — печать. Все члены парламента, противодействующие официальной политике, являются оппозицией в наичаще употребительном ныне смысле этого слова, а вся периодическая печать, более или менее враждебно критикующая деятельность правительства, называется оппозиционной печатью. По распространенному ныне в западноевропейских государствах убеждению такого рода оппозиция, в общем, не только не вредна, но является необходимым условием мирного, здорового прогресса». (Курсив мой. — Ю.С.)

И дальше, рассматривая историю формирования такой оппозиции во Франции, Германии, Англии и других странах, автор статьи отмечает, что только в Англии она стала необходимым институтом государственного права. «Там оппозиция призвана к постоянному участию в делах управления... в ходе которого правительство было бы поставлено в весьма неудобное положение, если бы на выборах в палату общин прошли исключительно его сторонники и оно осталось бы в палате без оппозиции. Поэтому в Англии говорят не только о “правительстве Ея Величества”, но с тем же основанием и об “оппозиции Ея Величества”». О России при этом автор даже не упоминает, и понятно почему. Легальная оппозиция в нашей стране появится только через десять лет после публикации статьи, в ходе буржуазно-демократической революции 1905–1907 годов. А до этого в условиях самодержавия любое проявление оппозиции преследовалось. Но прошло еще десять лет и в годы победившей советской власти — «государственной формы диктатуры пролетариата» (выражение И. Сталина) — была уничтожена вначале еще существовавшая легальная оппозиция, а затем и так называемый внутрипартийный оппозиционный блок (Каменева, Зиновьева, Троцкого). На том основании, что «без железной дисциплины партии, — заявил Сталин на XV Всесоюзной конференции ВКП(б) в 1926 году, — ...невозможна диктатура пролетариата». «Поэтому очередная задача партии состоит в том, чтобы вскрыть принципиальную несостоятельность основных взглядов оппозиционного блока... на предмет их полного преодоления» (И.В. Сталин. Соч. Т. 8. — М., 1948. — С. 225, 216).

К чему привело на протяжении последующих десятилетий отсутствие в стране легальной оппозиции — известно: вначале исчезла КПСС, а затем распался Советский Союз. Разумеется, не только по названной причине, но отсутствие политической и экономической конкуренции, безусловно, сыграло в этом не последнюю роль.

Нараставшие при Горбачеве оппозиционные настроения под лозунгом «Больше социализма, больше демократии» закономерно привели в 1990 году к созданию Демократической платформы внутри КПСС и оформлению антикоммунистического движения «Демократическая Россия», которое возглавили выходцы из Компартии. Через десять лет массовые опросы показали, что право на оппозицию и критику властей в СМИ закрепилось в сознании российского населения как обязательный принцип демократии. С 1993 года после принятия новой Конституции РФ и до 2003-го в Государственную думу наряду с «партией власти» постоянно выбирались оппозиционные партии правой и левой ориентации. Однако и в эти годы, не говоря уже о следующих, неопределенность правового статуса оппозиции позволяет власти сдерживать политическое инакомыслие и критику своих действий как в центре, так и в регионах под предлогом сохранения стабильности в обществе. Еще в 1996 году в Госдуме начинает обсуждаться закон о правовых основах оппозиционной деятельности. Дума приняла его в третьем чтении, передала в Совет Федерации, но закона до сих пор нет.

Следует отметить, что такого закона нет и в большинстве современных европейских стран. Это можно объяснить естественным процессом формирования там легальной оппозиции на основе ограничений, регламентировавшихся в свое время специальными законами о выборах. Речь идет о так называемых избирательных цензах — имущественном, образовательном, оседлости и др., — определявших право гражданина участвовать в выборах в представительные органы государственной власти (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). В России буржуазно-демократическая революция, которая была прервана в 1917 году, нашла своеобразное продолжение в 1990-е годы в условиях существования всеобщего избирательного права, закрепленного в Конституции РФ. А само появление оппозиции было обусловлено ее объективной ролью выразителя мнений разных слоев и групп населения, с которыми в условиях демократии обязана считаться власть. Посредством критики, организации общественно-политических акций и других действий оппозиция обычно выполняет функцию катализатора политических изменений, инициатора принятия решений и утверждения в обществе норм, способствующих смягчению социальной напряженности и развитию гражданского согласия. Без этого, лишая себя потенциала саморазвития, политический режим неизбежно стремится к монополизации власти, что и произошло в стране в начале 2000-х.

Характер оппозиции, ее структура, возможности влияния на политические процессы, электоральное поведение населения и деятельность власти зависят не только от остроты социальных противоречий. Как показывает исторический опыт, основными причинами ее формирования, помимо социального расслоения, являются также национальное неравенство, несовершенство избирательной системы, раскол элит, неудовлетворенные амбиции отдельных лидеров. Но в любом случае главным показателем ее успешной деятельности является характер и степень ее организованности и массовости, и ее отношение к законным (и незаконным) формам протеста. Непримиримая оппозиция, когда общество отказывает ей в доверии, часто подвергается репрессиям вплоть до ее разгрома.

В условиях конкурентной демократии благодаря гибкой тактике в отношениях между правящими и оппозиционными партиями происходит мирная смена власти. Достигается это в результате ведения конкурентного торга, на основе заключения сделок, согласования взаимных интересов, образования согласительных комитетов, арбитражных комиссий парламента, проведения круглых столов. Оппозиция никогда не остается единой, но накал общественных противоречий и межпартийных разногласий в этом случае снижается.

В России, судя по опросам общественного мнения, многие считают, что стране необходима «оппозиция власти». Однако, одобряя критику власти, мало кто из россиян воспринимает оппозицию в качестве силы, которая предназначена для смены существующей власти.

Чтобы оппозиция могла действовать, не опасаясь репрессий со стороны власти, считают социологи, она должна быть институционализирована. Власть и общество должны учиться общаться и совместно вырабатывать социальные цели.

Школа гражданского просвещения может не разделять некоторые взгляды и оценки, высказанные ее экспертами и авторами



нет комментариев




Путь : Главная / Экспертные мнения / Юрий Сенокосов: Власть и общество должны учиться общаться
107031 Россия, Москва,
  ул. Петровка, дом 17, стр. 1
Рейтинг@Mail.ru