Обществу граждан - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Новости  
12345...26
В рамках проекта "Круг чтения" прошло обсуждение книги Роберта Патнэма "Чтобы демократия сработала"дата: 19 июля 2017    автор: Редакция сайта editor

15 июля в рамках проекта "Круг чтения" прошло обсуждение книги Роберта Патнэма "Чтобы демократия сработала", изданной Московской школой политических исследований в 1996 году.

Специалист по социальному проектному менеджменту и постоянный участник программ Школы Павел Меньшуткин сделал презентацию концепции социального капитала как одного из необходимых факторов развития гражданского общества, описанную Патнэмом на примере реформы госуправления в Италии.

Во второй части встречи Павел Меньшуткин рассказал о собственном опыте накопления социального капитала, изменению его качества и монетизации – на примере проекта "Наш дом – Сия".

Поселок Сия стоит на границе Пинежского и Холмогорского районов Архангельской области, в нем сейчас насчитывается около 1300 жителей, большая часть которых – пожилые люди. По задумке инициатора эксперимента, в течение десяти лет Сия должен стать успешным примером модернизации полузаброшенных населенных пунктов в специализированные поселки для людей старшего возраста. Большинство инициатив по улучшению качества жизни в Сии инициируют сами жители поселка. В диалоге с местными и региональными органами власти они действуют стратегически, организуя по каждой серьезной проблеме, требующей вмешательства чиновников, общественную кампанию. За первые годы развития проекта в местном зарождающемся среди пожилого населения гражданском обществе действует правило: критикуя что-то, предлагай решение или делай сам. Социологи регулярно проводят измерения настроений жителей Сии.

Павел Меньшуткин: «Управление территорией – это не революция, а довольно скучный процесс, для которого требуется минимум денег и максимум понимания, куда она будет двигаться в долгосрочной перспективе. Это и есть «политика» в ее первичном понимании. Без понимания нет стратегии, а без стратегии нет развития».

Видеозапись обсуждения книги Роберта Патнэма "Чтобы демократия сработала":



Подробнее
Круг чтения: обсуждение книги Роберта Патнэма "Чтобы демократия сработала". Начало 15 июля в 15:00 мскдата: 05 июля 2017    автор: Редакция сайта editor

15 июля в рамках проекта "Круг чтения" пройдет обсуждение книги Роберта Патнэма "Чтобы демократия сработала". Начало в 15.00 по московскому времени.

В своей книге на материале реформы госуправления в Италии американский ученый, профессор Гарвардского университета Роберт Патнэм выдвигает концепцию «социального капитала» как важнейшего фактора успешной демократизации общества. Впоследствии теория Патнэма уточнялась и корректировалась, но ее центральный тезис остается актуальным (и дискуссионным) по сей день: демократия предполагает большую социальную вовлеченность людей.

Патнэм и его коллеги вывели прямую зависимость между численностью гражданских организаций (от хоровых обществ до футбольных клубов) и качеством развития регионов в Италии. Так, на севере Италии уровень гражданской активности оказался выше, чем на юге.

В работе Патнэма, ставшей классической сразу после выхода в свет, рассматриваются базовые принципы функционирования демократических институтов. Какие условия обеспечивают создание сильных, ответственных и эффективных институтов представительной власти? Каким образом форма демократических институтов влияет на практическую политику? Всегда ли за реформированием политических институтов следуют практические результаты? Влияют ли на работу политического механизма социальный, экономический, культурный факторы? Способны ли демократические институты, будучи «пересаженными» в иную почву, прочно в ней укореняться? Вопросы, поднимаемые автором в связи с итальянскими административными реформами 70-х годов, заинтересуют и российского читателя.

Докладчик: выпускник Школы Павел Меньшуткин

С момента выхода книги прошло около тридцати лет, и примеры новой волны демократизации в мире показали, что связь гражданского общества, социального капитала и экономики не всегда линейна. Докладчик попытается ответить на вопросы: существуют ли методики по накоплению и изменению качества социального капитала? можно ли монетизировать социальный капитал? Павел Меньшуткин расскажет о своем опыте накопления социального капитала на примере проекта «Наш дом – Сия».

Участники дискуссии: выпускники Школы разных лет Евгений Тищенко, Ирина Комарова, Юлия Счастливцева

Модератор: Вадим Карастелев

Дополнительная литература:

1) Глава «Социальный капитал и гражданское общество» из книги Патрика Бернхагена «Демократизация»: http://romanbook.net/book/11762695/?page=54

2) Статья П. Меньшуткина о его проекте в журнале «Муниципальная власть»: https://drive.google.com/…/fol…/0B9v4BUMUjXxNdVBIbjQyal9sWFU

Ссылка для подключения через вебинар: https://my.webinar.ru/event/975454

Приглашаем к обсуждению всех интересующихся проблемами развития гражданского общества в России.



Подробнее
Книга к 25-летию Школы. Вторая часть. Несколько фрагментов из биографии основателейдата: 03 июля 2017    автор: Редакция сайта editor

Мы продолжаем публиковать главы из книги Андрея Колесникова «Опыт свободной жизни. Лена + Юра = Школа» и сегодня предлагаем вашему вниманию несколько новых фрагментов из биографии основателей Школы.

Читать первую часть, где основатели знакомятся друг с другом

Если вы хотите поучаствовать в издании книги в бумажном виде – вот ссылка, где мы принимаем пожертвования. Это будет лучший подарок к 25-летию Школы!

*****

Я много раз наблюдал над тем, как мыслит вслух Сенокосов, иногда обхватывая голову двумя руками и опираясь локтями о круглый стол в гостиной своего дома. Это всегда гипертекст с множеством сносок, историко-культурных примечаний, вставных глав и лирических отступлений. Но повествование всегда возвращается к своему основному «стволу», а вывод вдруг становится прозрачным и обоснованным.

…Смотришь на Сенокосова Юрия Петровича, рафинированного интеллигента, и не можешь поверить, что перед тобой сидит плотник 4-го разряда, такелажник, человек, зарабатывавший на жизнь характерными национальными танцами и объездивший со студенческим ансамблем в конце 1950-х всю страну. Спирт и строганина в Новый год на острове Диксон, тонны выловленной во время путины рыбы на западном побережье Камчатки («а в Москве рыбы не было…»), выступление на крейсере тихоокеанского флота, на пограничных заставах в горах Тянь-Шаня…

В 1957-м на некоторых факультетах МГУ отдавалось предпочтение людям «с производства». Так Юрий Сенокосов стал студентом исторического факультета МГУ.

Юрий Сенокосов начал работать во ФБОНе, Фундаментальной библиотеке общественных наук, располагавшейся на Знаменке, в то время улице Фрунзе, примыкавшей прямо к Ленинской библиотеке…

Вот как Ю.П. рассказывал об этом периоде своей биографии: «Я пробыл в этой библиотеке около трех лет. Это было удивительное место и удивительное время. Да, после “ухода” Хрущева на пенсию оттепель кончилась. Но я вспомнил сейчас строчки своего стихотворения, написанного 12 апреля 1961 года: “Горело Солнце в бездне синей. Ручьи звенели как трамваи. И небо стаи голубиные ковром весенним расшивали. Дышалось жадно и легко...”. Именно тогда, в те годы, общаясь с сотрудниками и читателями библиотеки и читая в “спецхране” запрещенные книги, я понял, почему хочу быть свободным...».

Конечно, с точки зрения саморазвития ФБОН была шикарным местом, настоящим университетом – работа позволяла читать недоступные тексты авторов русской эмиграции. Так, например, он открыл для себя в это время и увлекся Георгием Федотовым.

Фактическая смена профессии подтолкнула Сенокосова к поступлению в аспирантуру Института философии (ИФРАН). В 1965-м экзамен по историческому материализму у него принимали Александр Зиновьев, Юрий Левада и доктор юридических наук Борис Маньковский. И Маньковским был задан вопрос, поставивший в тупик даже самих экзаменаторов: «А тюрьмы и лагеря – это базис или надстройка?».

Экзаменуемый задумался. Зиновьев принялся шутить. А вопрос, между прочим, остался…

*****

В этом контексте интересно, что Ю.П. успел вступить в партию: Гулыга и Левада настаивали, справедливо утверждая, что это необходимо для успешной защиты диссертации. Они же дали рекомендации. В разгар «пражской весны», за несколько месяцев до заморозков, Сенокосов подал заявление в Краснопресненский райком партии с несколько загадочной формулировкой: «Прошу принять меня в члены КПСС, т.к. хочу быть строителем нового общества». Вообще говоря, слова были искренними. «Но что я имел в виду?» – задается вопросом Юрий Петрович с высоты сегодняшнего дня и смеется...

***

«Нам уже было между сорока и пятидесятью. Думали, так и будем доживать свою жизнь», – говорит Ю.П. И тут началась перестройка. Гравитация, затягивавшая людей в круг семьи Лены и Юры, вдруг начала постепенно обретать двойную силу. В конце 1980-х Сенокосова пригласили заниматься изданием книжной серии «Из истории отечественной философской мысли», приложением к журналу «Вопросы философии». А до этого, в 1987 году, когда Джордж Сорос только-только появился в России и начал поддерживать отечественную культуру, Юрия Петровича привлекли к участию в работе по обновлению гуманитарного образования – он искал авторов, готовых участвовать в конкурсе по написанию учебников по философии.

Где можно было добыть работы русских философов? Конечно, в парижском издательстве YMCA-press. И Сенокосов, не раздумывая, отправился в Париж к Никите Струве. Несмотря на то, что тот крайне настороженно относился к пришельцу из все еще советской России, доверия к которой не было. Тем более, у выходца из старой русской эмигрантской семьи, внука самого Петра Струве.

Разумеется, Никита Струве не мог знать, что невидимая нить соединяет его с «человеком из СССР», приехавшим за текстами, которые он собирался издать в стране Советов. Сборник с болотно-зеленой обложкой и оранжевыми буквами «Из-под глыб», в котором были напечатаны тексты круга знакомых Сенокосова и, главное, статья его друга Евгения Барабанова и публицистика Александра Солженицына, был издан в 1974 году в YMCA-press. Горбачевская демократия за несколько лет достигла, однако, такого масштаба, что осенью 1990-го мне удалось купить аутентичный том «Из-под глыб» за 25 рублей в исчезнувшем ныне букинистическом отделе магазина «Академия» на Тверской у знаменитого на всю Москву аккуратнейшего и педантичнейшего старика-букиниста Яна Яновича…

А в 1989-м Ю.П. настоял на своем приезде в Париж к Никите Алексеевичу. Набрал у него книг и даже получил неизданную рукопись Сергия Булгакова. Правда, с «секретом». Вероятно, Струве проверял своего гостя и не доложил в рукопись несколько страниц. Сенокосов позвонил в Париж и попросил все-таки прислать недостающие страницы. Они были присланы – очевидно, в знак доверия.

Сенокосов – альтруист, для него главное, чтобы книга была издана. Он всегда искал людей, которые могли бы, используя свой интерес и знания, наилучшим образом подготовить к изданию того или иного философа.

*****

У всех коммунальные квартиры. А у Лены – отдельная. Тетушки и бабушки. Любовь в семье. А хотелось быть не еврейкой из домашней «оранжереи» с пианино и немецкими философами в подлиннике, а простым советским человеком. Не быть представителем какого-то специального сословия, которому, как сказал глава «Мемориала» Арсений Рогинский, в любой момент или что-нибудь припишут или что-либо «простят». А быть как все – частью большого нерасчленимого целого. И значит, обеспечить себе защиту от внешнего мира. Когда папу забрали, бабушка рвала еврейские книги – именно для этого: чтобы защититься. Еврейские книги были частью особости, и потому компрометировали. Не говоря уже о том, что государственный антисемитизм набирал обороты.

В те годы Лена стала самостоятельным человеком. В том смысле, что стала свободной. Причем внутри системы. «Но я поняла и другое, – говорит она. – За эту свободу я должна была платить сама». Не коллективно, а индивидуально. Мыслить не в понятиях кружка, а шире, впитывая в себя людей и меняясь. Не претендуя на лидерство или карьеру, а соответствуя самой себе, понимая свои возможности, – существовать не внутри кружка, а в другой логике: «Что-то поняла – хочу поделиться». Причем, что характерно, в таких компаниях не теряли время на обсуждение советской власти. В этом желании разделить с другими опыт и понимание своих интересов тоже можно было найти зачатки, нуклеус Школы – гражданское просвещение по-советски. Как определяет сама Немировская, «это случайности, которые были использованы».

*****

Провокации компетентных органов были неизбежны: балансирующий на грани ареста Сенокосов, отправленная за границу дочь Таня, на великого коммуникатора Лену, которая в то время работала в Ленинской библиотеке, наверняка тоже много чего накопилось. И, конечно же, однажды ее остановили на улице. Прямо на мосту, который идет от Калининского проспекта, ныне Нового Арбата, к Кутузовскому и дому за гостиницей «Украина» (в квартиру, бывшую коммуналку, хоть это и Кутузовский, они въехали, обменяв Юрину комнату и квартиру в Ажурном доме, в 1975 году).

Немировская, чье свободолюбие напрямую конвертировалось в одежду, была облачена в длинное полосатое пальто, красные джинсы и такого же пролетарского цвета ботинки. Одеяние якобы не понравилось милиционеру. Но надо знать, как жестко Лена умеет разговаривать – остолбеневший милиционер получил урок гражданского просвещения и, возможно, впервые в жизни узнал, что нельзя просто так привязаться к человеку. К тому же, как объяснила ему Лена, тут рядом живет Брежнев и устраивать у него под носом скандал нехорошо. Закончив монолог, Немировская просто сбежала от оторопевшего блюстителя порядка. Сбежала в свою квартиру, откуда недавно вывезли запрещенную литературу. А Юрий Петрович улетел к Мерабу Мамардашвили в Тбилиси – приходить в себя после обыска и допросов.

…Лена уходит из гостиной в соседнюю комнату и приносит легендарное пальто, в котором ее пытался арестовать милиционер на Калининском (теперь Новоарбатском мосту). Длинное, чуть ли не в пол. Черное в бело-желтоватую полоску – польское, но привезенное из Лондона – это в те-то годы. Лена собирается уходить по своим бесконечным делам, мы остаемся с Юрием Петровичем договаривать – пальто, в которое она одета сейчас, очень похоже на то, историческое. А еще – красные очки и красные часы, плюс – щегольская полосатая шапка. Молодость и вызов не уходят из этой женщины никогда. Тридцать-тридцать пять лет назад она еще и волосы красила в зеленый цвет. Натурально – зеленкой. Это была демонстрация свободы. Той самой, которая, в логике Сенокосова, работает только в сочетании с независимостью.

***

В 1998 году Собор святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, прекрасный, как две огромных скалы, стал свидетелем поразительного действа: женщина из России, стоя перед паломниками, прочитала то ли речь, то ли проповедь в жанре молитвы. Никогда до этого подобных контактов с православным миром в этих стенах не было. Женщина не принадлежала к православию, не исповедовала никакой религии, а по национальности была еврейкой. Звали ее Лена Немировская.

Вот несколько фраз из черновика:

«Святой апостол Иаков!

В это утро, в среду, 10 июня, благодарю тебя за то, что я здесь и прошу твоего благословения и наставления на путь истинный…

Я представляю здесь мужчин и женщин из России и Грузии, приехавших на галисийско-российский семинар.

Там, в далекой отсюда России, народ ее проходит тяжелые испытания и живет трудной жизнью. Между людьми часто отсутствует взаимопонимание. Различия и разногласия затмевают ум и ослабляют сердце.

Святой Иаков, здесь, в этом храме, прощу тебя, просвети мою душу и души тех, кто забывает, что все различия разрешаются только на пути диалога и любви…

Помоги нам, пришедшим к Тебе, следовать по широкой дороге взаимопонимания и взаимоуважения, дабы христианская терпимость стала для нас смыслом жизни, настраивая сердце на любовь к истине и человеку».



Подробнее
12345...26
Путь : Главная / Новости
107031 Россия, Москва,
  ул. Петровка, дом 17, стр. 1
Рейтинг@Mail.ru