Иван Крастев: Как строить глобальную гражданственность?

Обсуждение документального фильма «Глобальная гражданственность» и одноименной книги президента Всемирной академии гражданственности Хакана Алтиная

06 Апрель
2016

В развитие документального фильма «Глобальная гражданственность» и одноименной книги президента Всемирной академии гражданственности Хакана Алтиная (Турция) над вопросом: «Как строить глобальную гражданственность?» размышляет председатель правления Центра либеральных стратегий (София), научный сотрудник Института гуманитарных наук (IWM, Вена), сооснователь и член Европейского совета по международным отношениям Иван Крастев (Болгария):

Хакан Алтинай: Мы все осознаем нашу невероятную взаимозависимость, но адекватной концепции в этом вопросе не разработано. Как изменить ситуацию?

Иван Крастев: Управление процессами взаимозависимости – действительно ключевой вопрос сегодняшнего дня. Еще какое-то время назад у нас была возможность обратить вспять процесс взаимной зависимости. Например, после Первой мировой войны рост глобализации и взаимной зависимости замедлился на время. Но сегодня совокупность факторов и уровень технологического развития таковы, что повернуть вспять этот процесс невозможно. Поначалу взаимозависимость воспринималась положительно, но потом, с ростом глобализации, стали расти и страхи, как среди простых людей, так и на уровне элит и государств. Тот факт, что теперь не все возможно контролировать, вызывает у людей опасения. В результате возникают конспирологические толкования действительности.

В 1990-х годах коммунистическая система окончательно утратила свою легитимность. Все самое важное теперь обсуждалось не в парламентах, а на круглых столах. «Большая двадцатка» напоминает мне то время – это как встреча императоров в конце XIX века. Все неформально, основано на личных инициативах, никакого механизма принуждения, и в то же время решения воспринимались как в высшей степени легитимные. Чем глобальнее мы мыслим картину мира, тем неформальнее становится наша способность принимать решения.

Какова во всем этом роль общественности? В результате глобализации достигается обратный эффект: роль общественности становится все более локальной. Тридцать лет назад, во время очередной большой волны миграции, люди, менявшие страну, оказывались полностью отрезанными от родины. Газеты из родных стран приходили с опозданием, если вообще приходили, и иммигранты вынуждены были переключаться на местные СМИ. Сегодня с Интернетом и спутниковым телевидением у новых иммигрантов есть доступ к привычным им медиа и они могут жить в информационном гетто. И это стимулирует массовое беспокойство населения.

Х.А.: Что же с этим делать?

И.К.: Мы все должны признать, что единственный способ справиться с этим состоянием тревоги – это узнать «другого». Нам привычно чувство озабоченности тем, что происходит наверху, пример – проблемы реформирования Совета Безопасности ООН. Мне не кажется, что увеличение числа постоянных членов СБ ООН сделает мир более справедливым и объединяющим. Я совершенно согласен с вами в том, что ответ лежит вне институционального поля. Зато нам совершенно необходим искренний диалог о чаяниях «другого». И нам обязательно нужно говорить, как вы предлагаете, о взаимной ответственности.

Х.А.: Где был бы возможен такой диалог? В Интернете? В университетах? В публичных дебатах?

И.К.: Везде! В конце концов, любому гражданскому обществу придется вступать в диалог с посторонними и доверять им. Такой диалог необходим на всех уровнях и на всех языках.

Я верю в диалог и в личную встречу, в то, что именно в разговоре лицом к лицу можно прийти к общему согласию и изменить свое мнение. Настоящий интеллектуальный герой нашего времени – это не тот, кто имеет непоколебимую позицию и не слышит другого, а тот, кто в аргументированном диалоге способен поменять свое мнение, если встречные аргументы убедительны и подтверждены фактами. Бывает так, что ваше мнение может измениться под действием аргументов собеседника, и не всегда надо рассчитывать на поддержку единомышленников. Диссиденты, которые выражают мнение, отличное от группового, очень важны в этом диалоге. Интернет становится пространством, в котором встречаются и говорят друг с другом только единомышленники. В Интернете не бывает диссидентов.

Я считаю, что проект гражданского образования был успешным, и теперь университетам необходимо включить его в свои планы. В каждой стране тематика и учебный план могут различаться, но все участники процесса должны понимать, что это – часть глобального движения.

Х.А.: Что бы вы лично хотели видеть в учебном плане глобальной гражданственности?

И.К.: Мне кажется, нам надо лучше понимать корни транснациональных нормативных движений, например таких, как борьба с рабством. Большинство тех, кто включился в борьбу, не были рабами в прошлом, их мотивация простиралась за пределы личного интереса и была основана на эмпатии и солидарности. Линн Хант утверждает, что ряд блестящих романов XVIII века заложил основу для самого понятия прав человека. В таких романах обычно аристократ проникается судьбой девушки служанки, и сила его эмпатии разрушает границы, заложенные иерархий. Идея гуманности рождается в момент, когда мы себя идентифицируем с любым другим человеком на планете. Я неспроста привел именно этот пример, потому что, мне кажется, мы недооцениваем эмоциональную природу этого феномена. Меня всегда интересовали истории людей, которые решили выступить на защиту прав других, и я твердо верю, что эти истории заразительны. Отчасти такое решение принимается под действием примера. Вдохновляющая личная история всегда более впечатляюща и привлекает больше людей, чем целая теория права. Поэтому я надеюсь, что в учебном плане глобальной гражданственности найдется место хорошо рассказанной вдохновляющей истории.

Читайте также
Новости АНО «Школа гражданского просвещения» ликвидирована

15 марта 2022 года АНО «Школа гражданского просвещения» была ликвидирована. Сайт больше не обновляется.

01 Май
2022
Общая тетрадь Общая тетрадь №1, 2021 (№81)

Авторы: Матьяш Груден, Фрэнсис О’Доннелл, Сергей Гуриев, Фарид Закария, Елена Панфилова, Тимоти Снайдер, Сергей Большаков, Алексей Кара-Мурза, Николай Эппле, Андрей Колесников, Василий Жарков, Зелимхан Яхиханов, Лена Немировская и Юрий Сенокосов, Андрей Кабанов и другие

26 Июль
2021
Интервью Светлана Ганнушкина: Гражданское общество, государство и судьба человека

Правозащитница, номинант Нобелевской премии мира в заключительном видео «Шкалы ценностей».

21 Июнь
2021
Поддержать
В соответствии с законодательством РФ АНО «Школа гражданского просвещения» может принимать пожертвования только от граждан Российской Федерации
Принимаю условия договора оферты
Поиск