В чем культура, брат?

Евгений Коноплев о семинаре Школы «Пространство культуры — пространство политики»

05 Январь
2016

— Я хочу задать вам вопрос уровня средней школы, — говорил я в микрофон, немного волнуясь. И, видимо, из-за волнения забыл пояснить суть шутки — письмо Антона Чехова к брату Николаю проходят в десятом классе школы (поздновато, кстати, на мой взгляд).
Дело в том, что этот вопрос мучает меня еще с 2007 года. Тогда, сидя в числе сотен коллег-журналистов на очередной пресс-конференции Президента (кажется, это была вторая по счету большая встреча со СМИ), я тянул руку, чтобы задать этот вопрос. Он был адресован человеку, олицетворяющему сильную Россию — страну, возвращающуюся на мировую арену. Мне было интересно, как будет создавать и продвигать имидж России — страны Толстого, Чехова, Чайковского и Плисецкой — человек, начавший (весьма успешно) свою политическую карьеру с крылатой фразы «мочить в сортире». Обсуждая цифры доходов и расходов бюджета, Президент 2007 года, скажу без преувеличения, завоевал и очаровал меня. Но этот вопрос оставался непроясненным и мучил меня много лет. Рассказав эту преамбулу, собственно, его я и задал — но не Президенту образца 2007 года, а Алексею Кара-Мурзе и Денису Драгунскому образца 19 декабря года 2015-го:
— Скажите, пожалуйста, а кто для вас — культурный человек?
— Вопросы от детей, они всегда самые сложные, — начал отвечать Алексей Алексеевич, при этом на лице его не было и тени иронии. Это был серьезный разговор.
Я не буду приводить здесь его полный ответ — спасибо Школе, запись семинаров всегда ведется с превосходным качеством, а поиск всех материалов через Яндекс занимает 20-30 секунд (только что проверил, еще раз пересмотрев упомянутый фрагмент беседы).
Я вынес для себя из ответа Алексея Алексеевича очень важное и новое для меня определение. К слову, даже в письме Чехова этого пункта нет.
Культурный человек — это тот, кто не спешит, не раздумывая, обвинять окружающих в чем бы то ни было; это тот, кто начинает поиск ответственных (и может быть даже виноватых) с себя; это тот, кто готов брать на себя ответственность.
Каким бы простым ни казалось вам это определение — не спешите, обдумайте его как следует, проживите с ним несколько дней, пройдите с ним через какое-то число ситуаций — семейных, бытовых, профессиональных, абстрактных. Я живу с этим определением уже неделю, и оно разворачивается в моем сознании все шире и шире, охватывая столько мыслей и наблюдений, живущих в моей памяти…
Культурный человек начинает с себя. Чуть раньше на семинаре эту же мысль, но в просто в немного другой форме, озвучила во время своей сессии Ирина Дмитриевна Прохорова. «Кто виноват, что мы проигрываем в идейной конкуренции?» — задавала она совсем не риторический вопрос залу, и себя, похоже, включая в это «мы». На ком лежит ответственность за поиск правильных слов и правильных способов общения с обществом на темы либерализма и гражданских свобод, на темы общественных институтов и верховенства права. Если мы будем высокомерно замыкаться в своей тусовке и без того все понимающих коллег, кто еще будет виноват в том, что слово «либерал» все чаще и чаще будет звучать с презрением. Пора уже признать, что в настоящий момент в борьбе на идейном поле, мы — сообщество интеллектуалов и сторонников гражданского общества — уступаем в борьбе за умы. Винить в этом проще всего наших оппонентов. Но если мы действительно хотим гражданского мира, а, кажется, никто не спорит, что мы его хотим, то пора уже от этих обвинений переходить и к поиску новых способов популяризации важных идей в обществе, и к поиску возможностей для диалога с теми, кто хотя бы минимально готов к этому диалогу. Не пора ли нам уже начинать это делать? Культурный человек начинает с себя.
Культурный человек не спешит обвинять. Завершал семинар коллективный просмотр нового фильма Кшиштофа Занусси Foreign Bodies и дискуссия после показа. «Спасибо Вам за то, что создав таких героев, вы ярко показали и мятущееся добро, и сублимированное зло, существующие в этом мире» — сказал я режиссеру. В ответ он лишь кивнул с благодарной улыбкой. Но отвечая на другой вопрос, сказал, что не теряет надежды на то, что отрицательная героиня еще найдет способ прожить другую жизнь, и что подобно мне записывать ее в исчадья ада он не спешит. Тогда я понял, что автор фильма относится к своей героине с большим милосердием, чем я. Неожиданное и очень интересное ощущение: некомфортное, а потому еще лучше запоминающееся. Культурный человек не спешит обвинять.
Я пропустил через эти две максимы многие — и личные, и общественные — процессы последних месяцев.
Например, нашу поездку по программе «Открытый мир» в США, после которой у всех участников появился рефлекс автоматически произносить “sorry”, даже если ты просто невольно пересек чужую траекторию движения, не говоря уже о том, чтобы кого-то толкнуть. Существовать в московском метро с таким рефлексом сложнее, но интереснее.
Или шутки польских друзей, живущих в Германии, о том, что любого немца всегда можно переспорить, напомнив ему о том, как вела себя нацистская Германия. Даже те, кто родился через полвека после тех событий, разделяют чувство вины и ответственности за историю своей страны.
Или разоблачительные речи низверженного клерикала, еще вчера агрессивно вещавшего с той самой башни, на которую он сегодня гневно указует. Ни слова раскаяния не прозвучало из уст человека, еще вчера укреплявшего систему, критикуемую им сегодня. Только редактор «либерального» православного сайта написала в своем Фейсбуке: «Я призываю всех не травить человека. Хоть я и сама много и горячо с ним спорила, но я знаю, сколько хороших дел он делал и, уверена, еще будет делать». Вооруженный определением Алексея Кара-Мурзы, я легко могу сказать, кто из этих двух людей более культурный, но не буду спешить с обвинениями.

Обсуждая прошедший семинар в социальных сетях, я встретил фразу коллеги «Семинар назывался «пространство культуры — пространство политики», а фамилии политиков прозвучали всего пару раз, ближе к концу семинара». Да, такая оценка тоже имеет право на существование. Но лично я был очень рад, что весь этот день дискуссий оказался минимально политизированным, и что не случилось того, о чем все эксперты высказывались крайне отрицательно — когда сфера политики пожирает и поглощает сферу культуры.

Это был крайне полезный и невероятно содержательный день. И я благодарен авторам идеи семинара, всем кто его готовил, всем, кто был за экспертным столом, и всем, кто был в аудитории. Новый для Школы формат однодневного семинара, на мой взгляд, освоен успешно, и высочайшие стандарты проведения подобных мероприятий полностью выдержаны и в новых условиях.
Ждем продолжения и надеемся, что подобные встречи станут регулярными.

Евгений Коноплев
Независимый журналист

Читайте также
Новости АНО «Школа гражданского просвещения» ликвидирована

15 марта 2022 года АНО «Школа гражданского просвещения» была ликвидирована. Сайт больше не обновляется.

01 Май
2022
Общая тетрадь Общая тетрадь №1, 2021 (№81)

Авторы: Матьяш Груден, Фрэнсис О’Доннелл, Сергей Гуриев, Фарид Закария, Елена Панфилова, Тимоти Снайдер, Сергей Большаков, Алексей Кара-Мурза, Николай Эппле, Андрей Колесников, Василий Жарков, Зелимхан Яхиханов, Лена Немировская и Юрий Сенокосов, Андрей Кабанов и другие

26 Июль
2021
Интервью Светлана Ганнушкина: Гражданское общество, государство и судьба человека

Правозащитница, номинант Нобелевской премии мира в заключительном видео «Шкалы ценностей».

21 Июнь
2021
Поддержать
В соответствии с законодательством РФ АНО «Школа гражданского просвещения» может принимать пожертвования только от граждан Российской Федерации
Принимаю условия договора оферты
Поиск